Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 ноября 2014 г. N 340
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Областная больница N 22" при проведении электронного аукциона N АЭ-4566/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003414006267) на поставку иммунобиологических препаратов (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 30.10.2014 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 05.11.2014 г. N 832 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-4566/14 0167200003414006267).
Согласно жалобе документация об аукционе, не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе и содержит положения, ограничивающие количество участников закупки.
Так, по мнению заявителя начальная (максимальная) цена контракта сформирована с нарушениями требований Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, поскольку заказчиком при ее формировании не учтено точное количество заявок заказчика на поставку требуемого товара в период действия контракта. Помимо этого, в аукционной документации в нарушение ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено требования о предоставлении участником в составе заявке на участии в электронном аукционе регистрационного удостоверения на лекарственные препараты, предлагаемые к поставке.
Кроме того, указанное в аукционной документации лекарственное средство с МНН "аллергены бактерий" с заявленными характеристиками: форма выпуска "Раствор для внутрикожного введения 1 доза с активностью 2 ТЕ в 0,1 3 мл (30 доз) мл N3 не подходит ни одно зарегистрированное лекарственное средство.
Также заявитель указывает, что заказчиком нарушены требования п.2 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 г. N 929.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей с надлежащим образом оформленной доверенностью на заседание Комиссии не направил, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 07.11.2014 г. N 2555) согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-4566/14 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Представители заказчика, присутствовавшие в заседании Комиссии поддержали позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-4566/14 в интересах государственного заказчика - ГБУЗ ТО "Областная больница N 22" на поставку иммунобиологических препаратов с начальной (максимальной) ценой контракта 434 730, 70 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 23.10.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003414006267.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закон о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 Закона о контрактной системе.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации), в которых предусмотрены процедуры определения начальной (максимальной) цены контракта при использовании перечисленных выше методов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, касающихся организации и проведения электронного аукциона, заказчиком в качестве обоснования начальной цены контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) путем направления коммерческих предложений в адрес 3 организаций (поставщиков), на которые были получены ответы от трех поставщиков (ООО "Визирь", ЗАО "Фармсоюз", ООО "Здравушка"). При этом, направленные заказчиком запросы содержали описание объекта закупки, а также иные условия контракта (требования к порядку и срокам поставки).
Комиссия, изучив представленные документы, проанализировав заявленные доводы, установила, что при определении НМЦК заказчик совершил необходимые действия, предусмотренные статьей 22 Закона о контрактной системе, а также методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 г. N 567, а именно применил метод - сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для определения НМЦК, который является приоритетным методом.
Таким образом, Комиссия признает несостоятельным довод заявителя в указанной части, а действия заказчика при обосновании НМЦК соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
В части довода заявителя о невозможности формирования цены контракта участником закупки ввиду отсутствия в аукционной документации точного указания на количество заявок (графика подачи заявок), Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно раздела 3.1. документации электронного аукциона N АЭ-4566/14 срок поставки товара установлен в проекте контракта, являющегося приложением N 2 настоящей документации.
В п. 2.1.1 проекта договора на поставку иммунобиологических препаратов установлено, что поставка товара осуществляется Поставщиком согласно Описания объекта закупки (Приложение N 1 к настоящему договору), отдельными партиями в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения заявки от Заказчика. Заявки на поставку товара подаются Заказчиком по форме, указанной в Приложении N 2 к настоящему договору, с 01.01.2015 по 15.12.2015 г.
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской федерации (далее- ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 506 ГК РФ для договора поставки существенным является условие о поставке товара, которое позволяет определить наименование и количество поставляемого товара.
При этом, в Законе о контрактной системе не содержится норм, устанавливающих требования к сроку и условиям поставки, а также ограничения в части количества поставок ("по заявкам заказчика"), которые могут быть осуществлены в рамках заключенного контракта.
В этой связи, Комиссия также учитывает пояснения заказчика и уполномоченного органа, о том, что спорное условия контракта обусловлено исключительно потребностью заказчика в лекарственных средствах на весь период действия контракта, поставка которых должна осуществляться отдельными партиями по мере возникновения такой необходимости.
Так, из представленных пояснений следует, что данные о конкретном количестве заявок не могут быть установлены в проекте договора, так как на текущий момент не представляется возможным рассчитать необходимое и достаточное количество иммунобиологических препаратов, напрямую зависящее от текущего состояния здоровья пациентов лечебного учреждения, количества и частоты их обращения за медицинской помощью. При этом, общее количество препаратов определено в приложении N1 документации об аукционе (550 шт.).
В части довода заявителя относительно отсутствия зарегистрированного лекарственного средства МНН "аллергены бактерий" с заявленными заказчиком характеристиками, Комиссия указывает следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 указанной статьи установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В целях реализации данной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 г. N 929 п. 1 которого установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере:
1 млн руб. - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн руб.;
2,5 млн руб. - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн руб. до 5 млрд руб.;
5 млн руб. - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд руб.
Помимо этого, п.2 указанного Постановления установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственных средств с МНН (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Согласно пунктам 2, 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) под международным непатентованным наименованием лекарственного средства (МНН) понимается наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения; фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.
Таким образом, если предметом закупки является приобретение (поставка) лекарственных средств, то в документации об аукционе должно содержаться указание на международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), а при отсутствии МНН должны указываться химические, группировочные наименования лекарственных средств и при этом должны учитываться требования п. 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 г. N 929.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" указано, что Государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и информацию, в том числе относительно наименования лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), лекарственной формы с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества в потребительской упаковке в отношении лекарственных препаратов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 746н утверждён Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения (далее - Порядок).
Согласно 2 Порядка Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее - Реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
Пунктом 3 Порядка определено, что Реестр ведётся в электронном виде с применением автоматизированной системы путём внесения в Реестр реестровых записей.
В силу пункта 9 Порядка Реестр публикуется на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и обновляется ежедневно, с сохранением размещения на сайте всех предыдущих редакций Реестра.
Как следует из представленных заказчиком и уполномоченным органом документов, в том числе информации, содержащейся в государственном реестре лекарственных средств, в качестве лекарственных средств с МНН "аллергены бактерий" существуют следующие препараты: Биолек Туберкулин ППД-Л (производитель ОАО "Фармстандарт", Россия), Аллерген туберкулезный очищенный в стандартном разведении (производитель - ФГУП СПбНИИВС ФМБА России).
Учитывая, что поименованные в спецификации аукционной документации лекарственные средства с МНН "аллергены бактерий" являются аналогичными по лекарственной форме и дозировке, то соответственно, вопреки доводам заявителя, не подлежит применению п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 г. N 929.
Кроме того, Комиссия находит несостоятельным довод заявителя о нарушении заказчиком требований ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части не установления требования о предоставлении участником в составе заявке на участии в электронном аукционе регистрационного удостоверения на лекарственные препараты.
В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом ст. 66 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень документов, которые может требовать заказчик в составе первой и второй части заявки.
Так в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ указано, что продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю относящиеся к ней документы, в том числе сертификат качества, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором.
Из этого следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться не в составе заявки, а одновременно с передачей товара, если это требование закреплено условиями контракта.
Согласно п.2.1.4 проекта договора на поставку иммунобиологических препаратов предусмотрено, что одновременно при передаче поставщиком товара, проследним, в том числе, предъявляются копии регистрационных удостоверений, деклараций о соответствии товара и других необходимых документов в соответствии с действующим законодательством РФ.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, документация электронного аукциона N АЭ-1870/14 противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Областная больница N 22" при проведении электронного аукциона N АЭ-4566/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003414006267) на поставку иммунобиологических препаратов необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 ноября 2014 г. N 340
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2014