Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 октября 2014 г. N 332
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Шалабодова Д.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя руководителя Поткина О.А.,
специалист-эксперт отдела Худякова О.А.,
с участием представителей сторон:
от заявителя ООО "Феникс" (далее также - заявитель, участник закупки) - Быкова М.В., (по доверенности);
от уполномоченного органа МКУ Ялуторовского района "Служба заказчика" (далее также - уполномоченный орган) - Кононенко О.А., (личность установлена),
от заказчика администрации Ялуторовского муниципального района (с. Бердюжье) (далее также - заказчик) - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Феникс" на действия заказчика: администрации Ялуторовского муниципального района, уполномоченного органа: МКУ Ялуторовского района "Служба заказчика" при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300017614000044) на проведение капитального ремонта для структурного подразделения МАОУ "Новоатьяловская СОШ" - детский сад "Аккаен" (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 23.10.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте торгов (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 27.10.2014 г. N 809 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению подателя жалобы, документация об электронном аукционе содержит положения противоречащие Закону о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, документация об электронном аукционе содержит противоречия при установлении требований к первой части заявки, содержащихся в инструкции по заполнению первой части заявки и требований, установленных в аукционной документации, а также обозначенные в аукционной документации характеристики товара нарушают положения ст. 33 Закона о контрактной системе.
В заседание комиссии представителем заказчика озвучены письменные мотивированные пояснения по доводам рассматриваемой жалобы, а также предоставлены документы и сведения по проводимому аукциону N 0167300017614000044.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела усматривается, что администрация Ялуторовского района выступила организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300017614000044) на проведение капитального ремонта для структурного подразделения МАОУ "Новоатьяловская СОШ" - детский сад "Аккаен".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 12.08.2014 была размещена на официальном общероссийском сайте в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300017614000044.
Требования к товарам были установлены заказчиком в Приложении N 1 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" к документации об электронном аукционе (далее - Приложение N 1), в котором в табличной форме, в частности, указаны наименование, характеристики товаров и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.
При этом в разделе 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе заказчиком были установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно жалобе, пункт 3.2.1 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" противоречит п. 3.2.2. "Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе". Заказчик сначала требует исключительно согласие, затем требует указание характеристик применяемых материалов.
Согласно представленным материалам дела, в аукционной документации в разделе 3.2.1 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" установлено следующее: "Первая часть заявки должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги....".
Вместе с тем, в инструкции по заполнению первой заявки на участие в электронном аукционе, раздел 3.2.2, продублированы положения ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя заказчика, инструкция по заполнению первой части заявки содержит универсальную инструкцию, для всех аукционов, состоящую из трех вариантов, который выбирает участник самостоятельно в зависимости от установленных заказчиком в аукционной документации требований.
На основании выше изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы о наличии противоречий, установленных к содержанию и составу первой части заявки в инструкции и документации об электронном аукционе, поскольку инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, являясь частью документации, носит характер разъяснений и не устанавливает требований к содержанию, составу первой части заявки.
Согласно жалобе заявитель указывает на нарушение заказчиком при описании объекта закупки ст.33 Закона о контрактной системе. В частности заказчик в своих разъяснениях указывает на соответствие технических характеристик товара тем или иным ГОСТам, но в документацию указанные при разъяснениях ГОСТы не вносит, что вводит в заблуждение участников закупки, а так же в некоторых пунктах устанавливает габаритные размеры, не указывая, какой размер к какому габариту относится.
Кроме того в п. 28 отсутствуют указания на те или иные классы, присвоенные определенным параметрам товара, поскольку указаны только буквенные обозначения.
Согласно представленным материалам дела, приложением N 1 к аукционной документации установлены требования к товарам при выполнении работ, в числе прочих установлено:
53 |
Блоки дверные |
Тип двери: должна быть входная. Нижние части полотен дверей должны быть защищены деревянными планками толщиной 10-40 мм. Высота блока: не более 2385 мм. Ширина блока: не менее 984 мм. Размеры остекления: 1000-1500х>600 мм. Отклонение дверных полотен от плоскостности: не должно превышать 2 мм по высоте, ширине и диагонали. Отклонение от перпендикулярности сторон дверных полотен: не должно превышать 2 мм на 1-м. Влажность древесины деталей должна быть: не более 15 %. Ширина реек заполнения: должна быть не более 60 мм. Прочность клеевых соединений листовой облицовки с каркасом полотна на отрыв: должна быть 1500 Н/м. Шероховатость (Rm) лицевых поверхностей дверей: не более 200 мкм. Качество лицевых деревянных поверхностей дверей с законченным отделочным покрытием должно соответствовать III классу. Нелицевые поверхности коробок дверей должны быть: антисептированы илиокрашены. |
62 |
Воздуховоды |
Размер должен быть: 500-1700х600-1200 мм. Длина должна быть не более 4 м. Материал воздуховода должен быть оцинкованная сталь. Должна быть химическая стойкость, коррозионная стойкость к парам воды, кислот и щелочей. Должна быть высокая механическая прочность. Нижнее значение рабочей и предельно рабочей температуры воздуха при эксплуатации должна быть не выше -60 оС. Вес должен быть не > 5 кг. Должен обладать гладкой внутренней поверхностью, обеспечивающей низкие потери на трение воздуха о стенки воздуховода и должен препятствовать отложению загрязнений в процессе эксплуатации, должен снижать шум и энергозатраты. Должен легко чиститься, мыться. Допускается квадратной формы. Должен легко соединяться сметаллическими воздуховодами в единую комбинированную систему. Срок службы более 10 лет. По виду климатического исполнения должен быть УХЛ 1 или УХЛ 2 или УХЛ 3. |
Пунктом 28 указанного приложения установлено следующее:
28 |
Блоки оконные |
Размеры, мм, должны быть, . (ВхШ): 2070х2060. Должны подходить для районов со средней месячной температурой воздуха в январе минус 20 °С и выше или для районов со средней месячной температурой воздуха в январе ниже минус 20 °С. Показатель приведенного сопротивления теплопередаче, м2·°С/Вт, должен быть .1. По классу воздухопроницаемости, должно быть, не хуже В. По классу водонепроницаемости,должно быть, не хуже Б. Предел водонепроницаемости, Па, не менее 400. По классу звукоизоляции, должен быть, лучше В. Модульные размеры изделий по ширине, должны быть: .21-М. По показателю звукоизоляции, должен быть, не хуже 35 дБА. По классу общего коэффициента пропускания света, должен быть, не хуже В. По классу приведенного сопротивления теплопередаче, должен быть, не хуже В2. По сопротивлению ветровой нагрузке, должен быть, класс, не хуже Б. В зависимости от стойкости к климатическим воздействиям, должны быть нормального или морозостойкого исполнения. Модульные размеры изделий по высоте, должны быть: >15-М. Долговечность, условных лет эксплуатации, не должна быть: стеклопакетов< 5, уплотняющих прокладок >15, поливинилхлоридных профилей < 20. Сопротивление ветровой нагрузке, должно быть более 900 Па. Общий коэффициент пропускания света, должен быть менее 0,6. Объемная воздухопроницаемость при Р= 100 Па, м3(ч·м2), не менее 3. |
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 указанной статьи установлено, что при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Соответственно при описании объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели требования и условные обозначения и терминологии, установленные в соответствии в соответствии с техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ГОСТ 23166-99, указанные в аукционной документации характеристики товара "Блоки оконные" сформулированные заказчиком в п. 28 приложения N 1 к аукционной документации и соответствуют указанному ГОСТу.
Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком соблюдены требования ст. 33 Закона о контрактной системе, а указание в документации на ГОСТы и другие технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не является обязательным требованием ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России обращает внимание, что исходя из положений ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, обязанности указывать в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки Законодательством о контрактной системе не установлено.
Заявителем не представлено какими требованиями, установленными техническими регламентами, стандартами, предусмотрено указание наименования габаритов. Как установлено в заседании Комиссии, с вопросами о разъяснении положений документации участник закупки не обращался.
Исходи из положений, указанных в ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает характеристики исходя из своих потребностей. Указанной статьей установлен запрет установления требований к участникам закупки, влекущих ограничение количества участников закупки.
В заседании комиссии заявителем не представлено каких либо доказательств свидетельствующих об ограничений количества участников при проведении данного аукциона.
По тем же основаниям отклоняются доводы заявителя по пунктам 42, 54, приложения N 1 к аукционной документации "Требования к товарам используемых при выполнении работ", в связи с тем, установленные заказчиком требования к указанным в данных пунктах товарам, используемых при выполнении работ, изложены в соответствии с ГОСТом 28013-89 Растворы строительные. Общие технические условия" (п.42 приложения N1), СНиП 2.05.02-85 (п. 54 приложения N 1).
По мнению подателя жалобы пунктом 40 "Листы гипсокартонные" установлены условия, не позволяющие сделать вывод, какой именно товар нужен заказчику, листы гипсокартонные или гипсоволокнистые, а также пунктом 58 "Одноклавишный выключатель" заказчиком установлено требование к рабочему напряжению электросети "220-250 В", что участник гарантировать не может, что нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 40 приложения N1 установлено следующие:
40 |
Листы гипсокартонные |
Предел прочности при изгибе, Мпа, Должны быть обычные или влагостойкие. Габаритные размеры, мм, должны быть: - длина > 2000, - ширина <1200, - толщина <18. На лицевой поверхности листов ГВЛВ/ГВЛ не должно быть масляных пятен, задиров,налипов, не допускаются повреждения углов, продольных и торцевых кромок. На кромках допускаются отпечатки толкателей центрирующих устройств штабелеформирующей машины. Масса 1 м2, кг, должна быть Бк/кг. |
Пункт 58 приложения N1 установлено следующие:
58 |
Одноклавишный выключатель |
Должен быть предназначен для управления освещением путем включения-выключения питающего провода с номинальным током не более 10А. Должен быть квадратной или прямоугольной формы. Рабочее напряжение электросети, В, должно быть 220-250. Корпус должен быть выполнен из негорючего пластика белого или серого цвета. Степень защиты должна быть более IP10. Габаритные размеры (ВхШхГ), мм, должны быть >50х<80х40-50. Вес, должен быть <1 кг. |
Относительно заявленных доводов представитель заказчика, пояснил, что заказчику необходимы листы гипсокартонные или гипсоволокнистые, в зависимости от помещения, где они будут устанавливаться (санузел или кабинет).
Установленные характеристики "220-250 В" применимо к необходимому товару "Одноклавишному выключателю", а не к электросети, что прямо следует из аукционной документации.
Учитывая пояснения представителя заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России относит указанные доводы жалобы к несостоятельным ввиду отсутствия нарушений требований установленных ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик вправе устанавливать требования, соответствующие его потребностям.
Согласно жалобе пунктом 7 "Светильник" заказчиком установлено неоднозначное требование при описании товара с указанием ссылки на конкретный товар, без указания слов "или эквивалент", что нарушает положения ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 7 приложения N1 установлено следующие:
Светильник |
http://www.elips-o.ru/certificates/pasport na LBA-01.phpСветильник автономный, предназначен для аварийного освещения эвакуационных выходов помещений, световых указателей с нанесенной на поверхности корпуса светильника необходимой информацией. Рабочее напряжение, частота - 220В, 50 Гц. Степень защиты не менее - IР40 Класс защиты от поражения электрическим током не менее II Максимальная потребляемая мощность не менее 7ВА Минимальная габаритная яркость - 750-1250 кд/м. кв. Максимальная масса светильника - не более 3,2 кг. |
Согласно пояснениям представителя заказчика, данная ссылка использована для дополнительной информации подрядчику по применению данного типа (вида)светильника по техническим характеристикам товара (материала) Обозначение ЛБА-01 - это маркировка и серия светильника. В связи с чем слово "или эквивалент" не применимо.
Согласно ГОСТа 17677-82 "Маркировка светильника. Расшифровка обозначений светильников", в соответствии, с которым характеристики каждого светильника выражаются комбинацией букв и цифр.
Так буква Л- линейные люминесцентные, Б - настенные.
Характеристика автономные в данном ГОСТе не установлена.
Согласно представленным в материалы дела скриншотов с сайта сети интернет (производитель ЭЛиПС-О), указаны характеристики выпускаемого товара Светильника ЛБА-01, с расшифровкой технических характеристик. Из которого следует, что, буквенное обозначение А - автономный.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из вышеприведенной нормы Законодательства о контрактной системе, в описание объекта закупки запрещается устанавливать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Заявителем в материалы дела не предоставлено доказательств, что такие требования влекут ограничение количества участников.
Кроме того Согласно ст. 105. Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявителем не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод, что данное требование не позволило подать заявку, то есть не представлено документов подтверждающих, что права и интересы заявителя, как участника закупки, нарушены данным требованием.
Частью 9 указанной статьи установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
Вместе с тем заявителем не представлено каких либо документов, подтверждающих обоснованность заявленных доводов.
На основании выше изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности обозначенных доводов жалобы.
Руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Феникс" на действия заказчика: администрации Ялуторовского муниципального района, уполномоченного органа: МКУ Ялуторовского района "Служба заказчика" при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300017614000044) на проведение капитального ремонта для структурного подразделения МАОУ "Новоатьяловская СОШ" - детский сад "Аккаен" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Шалабодов
Члены Комиссии И.В. Поткина
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 октября 2014 г. N 332
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2014