Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 октября 2014 г. N 2-57-7497/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
члена комиссии:
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей: ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N79 Департамента здравоохранения города Москвы" - Косенко Г.И., Бутина А.И.,
в отсутствие представителей ООО "Лидер", о месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N МГ/31019 от 08.10.2014),
рассмотрев жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N79 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по по техническому обслуживанию зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования в 2015 году (Закупка N0373200027414000227) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует положения Аукционной документации, установленные Заказчиком неправомерно в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1. установление неправомерных требований к участникам закупки;
2. отсутствие объемов выполняемых работ;
3. установление в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки;
4. установление неправомерных требований к упаковке товара;
5. установление требований к условиям хранения товаров;
6. использование при описании объекта закупки нестандартных обозначений и требований;
7. установление требований к товарам, противоречащих ГОСТ.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
По мнению Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлены следующие требования: 1. Требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ); 2. Требование о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в п. 15 "Общие требования, предъявляемые к участникам аукциона" Информационной карты аукционной документации отсутствует вышеуказанное требование к участникам закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Кроме того, Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы.
2. В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В п. 9 "Требований к функциональным и качественным характеристикам оказываемых услуг" установлен перечень работ и услуг, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, как например:
п. 9.2.1 Услуги, оказываемые по обслуживанию центрального отопления:
- наружный осмотр трубопроводов для выявления неплотностей в сварных стыках и фланцевых соединениях, свищей и их устранения;
- смена деталей запорной арматуры, маховиков;
- ремонт задвижек диаметром до 100 мм;
- ремонт предохранительных клапанов;
- мелкий ремонт теплоизоляции.
Вместе с тем, объемы выполняемых работ, в нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлены, что не позволяет участнику закупки сформировать ценовое предложение и подать заявку на участие в аукционе.
3. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в "Сведениях о поставляемых товарах" установлены следующие требования:
- п. 134 "Сталь листовая, оцинкованная, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 380- 2005, ГОСТ 19904-90": "Массовая доля элементов углерода не более 0,27%; Массовая доля элементов марганца не более 0,70%; Массовая доля элементов кремния не более 0,30%."
Таким образом, в составе показателей товаров, используемых при выполнении работ, определены требования к значениям других товаров (углерод, марганец, кремний), которые не используются при выполнении работ, и, как следствие, не могут быть указаны участниками закупки.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных техническим заданием, и в каком объеме используются указанные товары, а также затруднился обосновать необходимость включения в документацию о закупке требований к вышеуказанным материалам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеперечисленные товары не являются объектом закупки, а, следовательно, установление каких-либо требований к товарам, не являющихся объектом закупки нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлены следующие требования к упаковке: по пп. 31, 32, 33, 34, 35, 36 "Гвозди с плоской головкой, ГОСТ 4028-63": гвозди должны быть упакованы в картонные коробки; по п. 59 "Смеси сухие цементно- песчаные с полимерными добавками, быстротвердеющие": упаковка (мешок по 25 кг); по п. 105 "Самовыравнивающая смесь для полов": упаковка (мешок 15 или 25 кг).
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а так же конкретные характеристики предлагаемого к использованию товара.
Таким образом, требование о предоставлении в составе первой части заявки сведений о товарах, не являющихся объектом закупки, таких как: мешки, картонные коробки является неправомерным и нарушает положения ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в "Сведениях о поставляемых товарах" установлены следующие требования:
- п. 75 "Лак битумный БТ-577" "Гарантийный срок хранения, мес.": 6;
- п. 105 "Самовыравнивающая смесь для полов" "Срок хранения" (не менее 6 мес.).
Представитель Заказчика на Заседании Комиссии пояснил, что требования к гарантийному сроку хранения лака битумного установлены в соответствии с ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и краска БТ-177".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование к сроку хранения по п. 105 "Самовыравнивающая смесь для полов" Заказчиком является неправомерным и нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в "Сведениях о поставляемых товарах" установлены следующие требования:
- п. 73 "Эмаль": время высыхания до степени 3 при Т (202) °С, до; эластичность пленки при изгибе, не более, мм; стойкость пленки к НГЖ-4, не менее, ч;
- 95 "Краны латунные шаровые муфтовые проходные": условное давление не менее 1,6 Мпа; длина(L)/высота (H) не менее 56/45 мм; длина ручки (R) не менее 80 мм.
Вместе с тем, графа "Требуемый параметр", заполняемая Заказчиком при разработке документации об открытом аукционе в электронной форме, не подлежит корректировке участником закупки.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.1 ст.33, 2 ст.33 Закона о контрактной системе установлены требования к материалам и работам, не позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика, вводящие участников закупки в заблуждение и, как следствие, влекущие к ограничению количества участников закупки.
7. Заказчиком в "Сведениях о поставляемых товарах" установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п. 30 "Лампы люминесцентные ртутные низкого давления общего применения": тип цоколя G13; мощность, Вт 36 Вт; напряжение на лампе, расчетное 220-230 В, а также установлено требование о соответствии товара требованиям ГОСТ Р МЭК 60081-99 "Лампы люминесцентные двухцокольные. Эксплуатационные требования" (Согласно пункта 2.3.2 "Перечень листов с параметрами ламп по мощности" ГОСТ Р МЭК 60081-99, данным стандартом предусмотрена лишь одна лампа мощностью 36 Вт с цоколем G13. В соответствии с номером листа 60081-МЭК-9420 для данной лампы, расчетное напряжение для данной лампы будет составлять 103 В);
- п. 104 "Лампы люминесцентные ртутные низкого давления общего применения": тип цоколя G13; мощность, Вт 18 Вт; напряжение на лампе, расчетное 93-113В, а также установлено требование о соответствии товара требованиям ГОСТ Р МЭК 60081-99 "Лампы люминесцентные двухцокольные. Эксплуатационные требования" (Согласно пункта 2.3.2 "Перечень листов с параметрами ламп по мощности" ГОСТ Р МЭК 60081-99, данным стандартом предусмотрена лишь одна лампа мощностью 36 Вт с цоколем G13. В соответствии с номером листа 60081-МЭК-2220 для данной лампы, расчетное напряжение для данной лампы будет составлять 57 В).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования нарушают п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Лидер" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N79 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части отсутствия объемов выполняемых работ; установления в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки; установления неправомерных требований к упаковке товара; установления требований к условиям хранения товара по п. 105 "Самовыравниваяющаяся смесь для полов"; использования при описании объекта закупки нестандартных обозначений и требований; установления требований к товарам, противоречащих ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Гридина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 октября 2014 г. N 2-57-7497/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2014