Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2014 г. N 2-57-7744/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председатель комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы: Оливенко Ю.М., Татусовой Л.А, Иконниковой Е.А.,
в отсутствие представителей ООО "АртСтрой", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/32132 от 16.10.2014),
рассмотрев жалобы ООО "АртСтрой" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание клининговых услуг (Закупки NN0373200000614000323, 0373200000614000339, 0373200000614000340) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционных документациях требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок в части ограничения количества участников закупок, а именно:
в аукционной документации не установлены объёмы используемых при оказании услуг товаров;
в аукционной документации установлены излишние, завышенные характеристики товаров, и использованы нестандартные показатели при описании объекта закупки;
в аукционной документации установлены заведомо неисполнимые требования.
1) Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционных документациях отсутствуют сведения об объёме использования таких товаров, как "Средство для влажной уборки", "Средство для очистки и ухода за лакированными паркетными полами", "Средство для дезинфекции урн", "Быстросохнущее моющее средство для стекла", "Полироль для мрамора", "Полотенца бумажные", "Туалетная бумага", "Мыло жидкое", "Освежитель воздуха", Мешки для мусора".
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в технических заданиях представлена площадь территории, на которой будут оказываться услуги по уборке, а также определены периодичность и виды оказываемых услуг.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводом жалобы, и свидетельствующих об отсутствии возможности определения объёма товаров, которые необходимо использовать при оказании услуг.
2) Согласно доводам Заявителя Заказчиком в аукционных документациях установлены излишние, завышенные характеристики товаров, и использованы нестандартные показатели при описании объектов закупок.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к упаковке товаров, использующихся при оказании услуг, указанных в п. 4, 13, 15, 17, 20, 25, 28, 37, 40, 41, 47, 56, 59, 65, 66, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 78, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, а также к условиям хранения данных товаров. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что из аукционных документаций не следует, что данные товары будут храниться на территории, представленной Заказчиком, также предметом закупки не является закупка указанных товаров.
Кроме того, согласно доводам Заявителя, в Форме 2 аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены, в частности следующие требования к п. 10 "Мешки для мусора": марка полиэтилена: 20108-01, 20208-002, 21008-75, 18103-035, 16904-040 или 18203-055; сорт полиэтилена: первый или второй; плотность: 0,9180-0,955; показатель текучести расплава: не более 30,5 г/10 мин; количество включений: если нормируется, то не должно быть более 50 шт; массовая доля золы: если нормируется, то не более 0,05%; массовая доля летучих веществ: если нормируется, то не болеее 0,25%.
Установлено, что в составе показателей используемого при выполнении работ товара - п. 10 "Мешки для мусора" определены максимальные и минимальные значения другого товара - полиэтилену высокого давления (низкой плотности), получаемый полимеризацией этилена при высоком давлении в трубчатых реакторах и реакторах с перемешивающим устройством с применением инициаторов радикального типа, и устанавливает требования к полиэтилену высокого давления, изготовляемому для нужд народного хозяйства и экспорта (ГОСТ 16337-77), который не используется при оказании услуг и характеристики которого невозможно указать участнику закупки.
Кроме того, в аукционной документации не содержится обоснования необходимости использования данных показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
3) Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены заведомо неисполнимые требования к поставляемому товару по п. 24 "Туалетная бумага".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно доводам Заявителя, в п. 24 Формы 2 "Туалетная бумага" Заказчиком неправомерно установлены требования к товару, используемому при выполнении работ, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Форме 2, в п. 24 установлены следующие требования: "Ширина рулона должна быть не более 9 см", а также "Ширина листа туалетной бумаги от 9 до 12 см". Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки, размещенной в составе аукционной документации, указано: "Если в приложении к описанию объекта закупки показатели характеристик товаров сопровождаются словами "от", "до", то участником закупки указывается показатель в рамках установленного диапазона, не включая пограничные показатели, кроме показателей температурных диапазонов". В соответствии с инструкцией по заполнению заявки максимальный показатель ширины рулона будет равен 9 см, а минимальный показатель ширины листа туалетной бумаги должен быть более 9 см(9 см не включительно). Таким образом, затребованные в документации характеристики противоречат друг другу и не позволяют участнику предоставить достоверные сведения о материале.
Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные Заказчиком п. 24 Формы 2 "Туалетная бумага" заведомо неисполнимые требования к товару, используемому при оказании услуг, в части позициям "ширина рулона" и "ширина листа", вводят в заблуждение участников закупки, а также могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает положения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "АртСтрой" на действия ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы, обоснованными в части установления неправомерных и излишних требований к товарам ( в т.ч. условиям хранения, упаковке), а также установления заведомо неисполнимых требований.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (121)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2014 г. N 2-57-7744/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2014