Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 октября 2014 г. N 2-57-7785/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей:
Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы: А.В. Козлова,
ООО "ЛИДЕР": И.В. Жигулина,
рассмотрев жалобу ООО "ЛИДЕР" (далее-Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений на объектах Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N0373200000614000348) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/32314 от 17.10.14) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части:
1) установления требований к упаковке товаров, а также условиям хранения товаров.
2) отсутствия единицы измерения показателей товаров.
3) отсутствия в аукционной документации объема выполняемых работ.
4) установления требований о соответствии товаров техническим условиям, ограничивающих количество участников закупки.
5) отсутствия ограничения в определении поставщика (исполнителя).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя в аукционной документации установлены требования к упаковке товаров, а также условиям хранения товаров в нарушение Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к упаковке товара, в частности к "Ветошь, упаковка должен быть брикет", "Герметик акриловый, упаковка" (картридж >300/ фольгированные тубы >600 мл"), используемого при выполнении работ, а также к сроку хранения товаров "Клей водно-дисперсионный акриловый, условия хранения:" (хранить в течение 12 месяцев от даты производства в оригинальной таре при температуре от +5°С до +25°С", "Растворы, срок хранения сухой растворной смеси" (не менее 6 месяцев со дня приготовления)", "Краски масляные жидкотертые, Гарантийный срок хранения" (должен быть не менее 6 месяцев)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Растворы", установлены в соответствии с ГОСТ 28013-98, при этом представитель Заказчика затруднился пояснить обоснование установления требований к иным вышеуказанным товарам.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование о представлении в составе первой части заявки сведений об упаковке и сроке хранения следующих товаров: "Ветошь", "Герметик акриловый", "Клей водно-дисперсионный акриловый", "Краски масляные жидкотертые", является неправомерным и нарушает п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) По мнению Заявителя по товарам "Растворы", "Бруски хвойных пород", "Плиты керамические" Приложения к Техническому заданию аукционной документации отсутствует единица измерения показателей товаров.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Приложении к Техническому заданию аукционной документации по товарам "Растворы, характеристика: активные СаО + МgО" (не менее 40/5 и не более 65/40), "активный МgО" (должен быть менее 7), "СО2" (6/5)", "Бруски хвойных пород, характеристика: Удельный вес" (не должен быть равен и менее 0,5)", "Плиты керамические, характеристика: Толщина" (8-10)" отсутствует единица измерения.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие единицы измерения по установленным показателям в Приложении к Техническому заданию аукционной документации, свидетельствует о не установлении Заказчиком показателей, позволяющих определить максимальные и минимальные значения товаров, что нарушает ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком не определены объемы выполняемых работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Приложении к Техническому заданию аукционной документации содержится перечень товаров необходимых к использованию при выполнении работ, в частности: "Песок для строительных работ, рядовой", "Болт стальной с шестигранной головкой", "Бруски хвойных пород", "Ветошь", "Герметик акриловый", "Вяжущие гипсовые" "Канат пеньковый", "Отдельные конструктивные элементы", "Пена монтажная", "Пигменты", "Пленка полиэтиленовая", "Шкурка шлифовальная на бумажной основе", "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки", "Гайка стальная шестигранная".
При этом, в аукционной документации не определено количество товаров, что свидетельствует о неправомерном установлении требований к вышеизложенным товарам и не позволяет определить потребности заказчика и сформировать ценовое предложение, что нарушает ч.1 и ч.3 ст33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить объемы выполняемых работ.
4) По мнению Заявителя требования о соответствии товаров техническим условиям, ограничивает количество участников закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Приложении к Техническому заданию аукционной документации установлено требование о соответствии некоторых товаров конкретным техническим условиям ТУ 38.401-58-8-90 - керосин для технических целей, ТУ 14-4-1308-2000 - Гвозди с калиброванной головкой, ТУ 5718-002-04000633-2006 - Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон, ТУ 8397-001-05204776-01 - Полотно нетканое иглопробивное геотекстильное, ТУ 16.705.426-86 - ВВГ, ВВГ-п - кабель силовой изолированный, ТУ 5743-020-05346453-2008 - Мел гидрофобный, ТУ 5774-001-17925162-99 - Материал рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый битумно-полимерный "Унифлекс", ТУ 6-27-174-2000 - грунт-эмаль ХВ-0278.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации не содержится требований к товарам, характеристики которых регламентируются вышеуказанными нормативными документами.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление таким образом требований к товару, нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку может ввести в заблуждение участников закупки.
5) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в аукционной документации, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в извещении о проведении закупки установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом в извещении отсутствуют ограничения в отношении участников закупки, что не противоречит ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЛИДЕР" на действия Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы обоснованной в части установления требований к упаковке товаров, а также условиям хранения товаров; в части отсутствия единицы измерения показателей товаров; в части установления требований к товарам объем использования при выполнении работ которых не предусмотрен аукционной документацией; в части установления требования о соответствии товаров техническим условиям.
2.Признать в действиях Заказчик нарушения ч.1, ч.2, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Орехов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 октября 2014 г. N 2-57-7785/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2014