Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 октября 2014 г. N 319,322,332
Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2014
Полный текст решения изготовлен 23.10.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии - Горбуновой А.В. заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов комиссии - Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобы ООО "Усольский АБЗ", ООО "Икат Плюс", ООО "Сириус" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края, членами аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на выполнение дорожных работ по реконструкции объекта: "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита- Хабаровск к г. Нерчинск на участке км 0+000-км 21+000 в Нерчинском районе Забайкальского края" (1 пусковой комплекс) (5698-ЭА), (реестровый N0191200000614006136),
в присутствии представителей: уполномоченного органа - Тургина Е.С. (доверенность от 13.01.2014 N1); государственного заказчика - Томина В.В. (доверенности от 17.10.2014 N09/2968, 09/2967, N09/2977), Иванова М.В. (доверенности от 17.10.2014 N09/2959, N09/2957, N09/2975), Подображных С.О. (доверенности от 17.10.2014 N09/2961, N09/2965, N09/2976); заявителей - ООО "Сириус" Кукушкина Д.И. (доверенность от 20.12.2012 б/н); ООО "Икат-плюс" Цындымеевой Л.Ф. (доверенность от 17.10.2014 N457), Усубалиевой А.Э (доверенность от 01.10.2014 N418/1); ООО "Усольский асфальтобетонный завод" Липатова Е.В. (доверенность от 14.10.2014 N3/2014), Зуева А.Н. (доверенность от 14.10.2014 N2/2014);
УСТАНОВИЛА:
1. В адрес Забайкальского УФАС России 13 октября 2014 года поступила жалоба ООО "Усольский АБЗ" (жалоба N319) на действия членов аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе (реестровый N0191200000614006136).
Заявителем указано следующее. В силу требований Закона о контрактной системе и пункта 1 аукционной документации участник закупки в составе первой части заявки предоставляет конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, аукционная комиссия оценивает заявку на соответствие её требованиям аукционной документации. ООО "Усольский АБЗ" были представлены характеристики товаров по позициям 2, 3, 4, 5 требований к материалам, которые являются конкретными показателями и достоверной информацией, поскольку данные материалы производятся компанией ООО "Усольский АБЗ" и имеют конкретные достоверные характеристики, основанные на результатах лабораторных испытаний. По мнению заявителя, довод комиссии о невозможности производства материалов дорожной одежды с конкретными значениями процентного содержания зернового остатка на ситах, необоснован, т.к. производство щебеночных и асфальтобетонных смесей включает в себя следующие технологические операции: 1) Заготовка горной породы для дробления; 2) Дробление горной породы; 3) Сортировка дробленого материала на фракции 0-5, 5-10, 10-20, 20-40 и т.д. в зависимости от потребности и вида смесей; 4) Лабораторные испытания каждой фракции для определения зернового состава и других показателей; 5) Подбор состава щебеночных и асфальтобетонных смесей в лабораторных условиях для подготовки рецепта производства данных смесей в заводских условиях; 6) Смешивание разных фракции в пропорциях согласно разработанного и утвержденного рецепта; 7) Лабораторные испытания готовых смесей на соответствие утвержденному зерновому составу (Согласно п. 4.12.2 ГОСТ 12801-84 при определении зернового состава остатки на каждом сите взвешиваются и определяются частные остатки на ситах в процентах по массе. Согласно п.4.9 и 5.2 ГОСТ 25607-2009 при отгрузке потребителю и при приемочном контроле контролируется зерновой состав готовых смесей).
Таким образом, производитель материала, исполняя данные технологические операции, получит асфальтобетонные и щебеночные смеси по утвержденному рецепту с конкретными показателями зернового состава.
В обоснование доводов заявителем приложены копии протоколов лабораторных испытаний щебеночно-песчаной смеси С-2, С-6, пористой асфальтобетонной смеси марки II, мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б марки III; составы щебеночно-песчаной смеси С-2, С-6, состав N4.
Заявитель считает, что аукционной комиссией уполномоченного органа нарушены требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, и просит выдать предписание об устранении нарушения.
2. В адрес Забайкальского УФАС России 13 октября 2014 года поступила жалоба ООО "Икат-плюс" (жалоба N322) на действия членов аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе (реестровый N0191200000614006136).
Заявителем указано следующее. Аукционной документацией установлены требования к дорожной одежде - щебеночно-песчаным смесям и асфальтобетонным смесям. Участникам закупки предложено указать зерновой состав смесей в виде полных остатков на ситах. Полные остатки необходимо указать в процентах по массе.
Участником закупки ООО "Икат-плюс" были указаны конкретные показатели зернового состава смесей, соответствующие установленным заказчиком максимальным и минимальным значениям показателей, а также значениям показателей, которые не могут изменяться. Однако в протоколе рассмотрения первых частей заявок заявка участника закупки была отклонена аукционной комиссией по причине именно того, что участником указаны конкретные показатели полных остатков зерен на ситах (по пунктам 2-5 технического задания). Данное решение аукционная комиссия основывает на мнении о том, что конкретный процент полного остатка зерен невозможно установить в принципе, поскольку технологическое оборудование, позволяющее определить конкретные проценты полных остатков, не существует, что подтверждается протоколами лабораторных испытания и документацией к дробильно-сортировочным комплексам.
По мнению заявителя, конкретные показатели зернового состава смесей определяются с помощью лабораторного, а не технологического оборудования. Отбор проб и проверка качества производимых материалов проводится согласно схемам лабораторного контроля, то есть устанавливаются конкретные показатели, в том числе и полные остатки на ситах, что подтверждается журналами и протоколами лабораторных испытаний. При этом участником закупки ООО "Икат-плюс" используется лабораторное оборудование, прошедшее поверку и калибровку в Центре стандартизации и метрологии Республики Бурятия.
Методы испытаний, в соответствии с которыми проводится определение конкретных показателей, установлены в ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород. Методы физико-механических испытаний", ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний", ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний" и др.
Так, согласно п. 4.1.4 ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород. Методы физико-механических испытаний" результаты испытаний рассчитывают с точностью до второго знака после запятой, если не даны другие указания относительно точности вычисления.
Также согласно п. 1.4. ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" результаты испытаний рассчитывают с точностью до второго знака после запятой, если не даны другие указания относительно точности вычисления.
Таким образом, заявителем указано, что ООО "Икат-плюс" указаны конкретные показатели зернового состава щебеночно-песчаных и асфальтобетонных смесей в полном соответствии с требованиями аукционной документации и действующими техническими стандартами.
Помимо отклонения заявки по пунктам 2-5 технического задания аукционной документации, участник закупки ООО "Икат-плюс" не допущен к аукциону по пункту 7 "Металлическое барьерное ограждение", поскольку указан шаг стоек 2,5 м. Заявитель считает, что указанный в заявке показатель соответствует требованиям аукционной документации "шаг стоек не более 3,0 м.".
Заявитель считает, что аукционной комиссией уполномоченного органа нарушены требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, и просит выдать предписание об устранении нарушения.
3. В адрес Забайкальского УФАС России 16 октября 2014 года поступила жалоба ООО "Сириус" (жалоба N332) на действия членов аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе (реестровый N0191200000614006136).
Заявителем указано, что первая часть заявки общества не допущена к участию в электронном аукционе как не соответствующая пунктам 2-5 технического задания аукционной документации, а также по пункту 26 технического задания аукционной документации.
Общество несогласно с отклонением заявки, поскольку:
- по пунктам 2-5 технического задания указаны конкретные показатели - процент зернового остатка на ситах, соответствующий указанному заказчиком диапазону. Если участнику необходимо в заявке указать диапазон значений, заказчик должен указать на это в инструкции по заполнению заявки (письмо Министерства экономического развития РФ от 19.08.2014 NД28И-1616 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
- по пункту 26 технического задания участником допущена опечатка: вместо "200 г/м2" указано "200 г/м6". Данная опечатка образовалась в результате перевода формата файла "Приложение - Требования к материалам (скан).pdf", не обеспечивающего возможность поиска и копирования фрагментов текста в "гипертекстовый формат".
Заявитель считает, что аукционной комиссией уполномоченного органа нарушены требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, и просит выдать предписание об устранении нарушения.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителей, указав следующее.
Согласно статье 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия обязана проверить первые части заявок на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией, и, в случае выявления несоответствия информации, содержащийся в первой части заявки, требованиям документации об электронном аукционе, принять решение об отказе в допуске к участию в аукционе.
В ходе рассмотрения первых частей заявок ООО "Усольский АБЗ", ООО "Икат-плюс", ООО "Сириус" аукционной комиссией было установлено, что участниками по позициям 2, 3, 4, 5 "Дорожная одежда" предлагалось к использованию материал с указанием конкретного процента зернового остатка на ситах, что не соответствует технологическому процессу производства, поскольку отсутствует технологическое оборудование позволяющие установить конкретный процент полного остатка зерен, с соответствующими размерами на ситах, что в свою очередь подтверждается протоколами лабораторных испытаний и документацией к дробильно-сортировочным комплексам.
Указанные выводы комиссии подтверждаются и основаны на следующем:
- дорожная одежда является основным конструктивным элементом автомобильной дороги, и ее устройство занимает основной временной промежуток на протяжении всего процесса производства работ. Заявителями в представленных заявках указан конкретный процент зернового остатка на ситах, чем участник закупки декларирует, что на протяжении всего периода строительства данный показатель будет постоянен. Но данный факт невозможен, так как отсутствует оборудование, которое будет производить гравийно-песчаную смесь с учетом конкретного процента зернового остатка на ситах;
- требования к характеристикам дорожной одежды установлены: по позициям 2, 3 в соответствии с ГОСТ 25607-2009; по позициям 4, 5 в соответствии с ГОСТ 9128-2009.
Приведённые ГОСТы не содержат конкретных остатков размеров зерен на ситах, так как невозможно получить две и более партии смесей с конкретными идентичными характеристиками (тем более в настоящий момент невозможно предварительно заказать смесь с конкретными характеристиками), как это предлагается участниками закупки;
- в ходе заседания аукционной комиссии заказчиком были предоставлены акты протоколы лабораторных испытаний, которые составлены в разное время с интервалом несколько недель, при этом место отбора (производства) смеси одно и то же, имеют различный зерновой состав, который в то же время полностью соответствует требованиям ГОСТ.
Таким образом, представитель уполномоченного органа считает, что для соответствия заявки по пунктам 2-5 техническому заданию аукционной документации участниками закупки в заявках должны быть указаны диапазоны в указанных в документации пределах, что соответствует ГОСТам.
По отклонению заявки ООО "Икат-плюс" по пункту 7 технического задания представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Требования к характеристикам металлического барьерного ограждения по позиции N7 установлены в соответствий с ГОСТ Р 52607-2006. Указанный ГОСТ устанавливает общие технические требования и содержит нормативные ссылки на иные государственные стандарты, в том числе и на ГОСТ 26804-86.
ГОСТ 26804-86 распространяется на металлические боковые ограждения барьерного типа, предназначенные для автомобильных дорог общего пользования. Как следует из установленных характеристик, содержащихся в аукционной документации, при выполнении работ должны использоваться ограждение группы 11ДО (дорожные односторонние), предусмотренные в ГОСТ 26804-86.
Пунктом 1.6 ГОСТ 26804-86 предусмотрено, что параметры и размеры ограждений должны соответствовать размерам, предусмотренным в таблице 1, из которой следует, что шаг стоек для ограждения 11ДО равняется либо 1, 2, 3, 4 метрам.
Довод заявителя о том, что ГОСТ 26804-86 утратил силу, в виду замены его на ГОСТ 26804-2012 (в котором предусмотрен шаг стоек 2,5 м.) участник использован новый стандарт, представитель уполномоченного органа считает необоснованным, так как, приложением N 4 к проекту государственного контракта, являющегося его неотъемлемой частью, установлен перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ. В пункте 90 указанного приложение установлено требование к ограждению в соответствии с ГОСТ 26804-86, требований к ограждению в соответствии с ГОСТ 26804-2012 не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Таким образом, при рассмотрении первых частей аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие требованиям, в том числе содержащимся в проекте государственного контракта.
При этом законодательство о контрактной системе не наделяет и не предоставляет каких-либо прав аукционной комиссии давать оценку установленным требованиям на их обоснованность и соответствие действующему законодательству.
Учитывая тот факт, что заявитель ООО "Икат-плюс" в своей заявке указал производителя барьерного ограждения ООО "Сибдорсервис", комиссия при рассмотрении заявки проверила наличие сертификатов на изготавливаемую ими продукцию (барьерное ограждение) и на соответствие каким ГОСТам она сертифицирована. При рассмотрении сертификатов на марку дорожного ограждения 11 ДО (требуемую по проекту) выявлено, что продукция указанного производителя сертифицирована только на соответствие ГОСТ Р 52607-2006 (разделы 6-7), ГОСТ26804-86, ТУ5216-001-84977964-2009. В указанных нормативных документах отсутствует возможность установки барьерного ограждения с шагом 2,5 м., как указал участник закупки. Таким образом, аукционной комиссией установлено, что предлагаемая участником закупки конструкция барьерного ограждения не производится предлагаемым им производителем барьерного ограждения.
По доводам жалобы ООО "Сириус" об отклонении заявки по допущенной опечатке по пункту 26 "Геотекстиль" в виду того, что "Приложение - Требование к материалам" размещено в формате, не позволяющем осуществлять поиск и копирование фрагментов текста, представитель уполномоченного органа пояснил, что поскольку участником закупки указано по названной позиции 200 г/м6 вместо 200 г/м2, у аукционной комиссии отсутствовали законные основания для принятия решения о допуске участника к аукциону.
Представитель уполномоченного органа просит признать жалобы необоснованными.
Представители государственного заказчика разделили позицию представителя уполномоченного органа, пояснив следующее.
Представители заказчика считают, что аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, так как в первых частях заявок предоставлена недостоверная информация.
Указание в заявках конкретного процента зернового остатка на ситах, не соответствуют технологическому процессу производства дорожной одежды, поскольку отсутствует технологическое оборудование, позволяющее установить конкретный процент полного остатка зерен с соответствующими размерами на ситах, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний и документацией к дробильно-сортировочным комплексам.
Также данный довод подтверждается протоколами лабораторных испытаний (протоколы N362 от 09.01.2014, N231 от 09.09.2013, N313 от 15.10.2013, N166 от 04.09.2013, N125 от 15.07.2013, N302 от 25.09.2014, N143 от 05.08.2014, N19 от 27.05.2014, N301 от 25.09.2014, N261 от 04.09.2014, N144 от 07.08.2014).
Указанные испытания проводились в испытательной лаборатории ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, имеющей свидетельство о состоянии измерений в лаборатории и все условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности.
Таким образом, представители государственного заказчика считают, что в заявках участников закупок по позициям 2-5 технического задания (требований к материалам) должны быть указаны не конкретные значения (процент по массе полного остатка на ситах), а диапазон - предел значений, соответствующий ГОСТам.
Представители государственного заказчика считают правомерным отказ в допуске к участию в аукционе участникам закупки ООО "Усольский АБЗ", ООО "Икат-плюс", ООО "Сириус", просят признать жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
15 сентября 2014 года уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края для нужд заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" размещены извещение и аукционная документация на выполнение дорожных работ по реконструкции объекта: "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита- Хабаровск к г. Нерчинск на участке км 0+000-км 21+000 в Нерчинском районе Забайкальского края" (1 пусковой комплекс) (5698-ЭА), (реестровый N0191200000614006136).
Начальная (максимальная) цена контракта 232 986 590,00 рублей.
В составе аукционной документации в архиве "документы закупки" размещен файл "Приложение - Требования к материалам (скан).pdf", пункты 2-5 которого содержат требования к дорожной одежде (2) Щебеночно-песчаная смесь С2 по ГОСТ 25607-2009; 3) Щебеночно-песчаная смесь С6 по ГОСТ 25607-2009; 4) Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь типа Б марки III по ГОСТ 9128-2009; 5) Горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки II по ГОСТ 9128-2009).
К каждой смеси установлены требования к полному остатку, % по массе, на сите (например "Полный остаток, % по массе, на сите с размером отверстии 5 мм, в пределах 25-50").
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 07.10.2014 N1/5698-ЭА на участие в аукционе поступило 5 заявок, четыре из которых не допущены к участию в аукционе.
Заявка N3 (ООО "Икат-плюс) не допущена к участию в аукционе с указанием причины отказа в допуске к участию в аукционе: "Отказать в допуске к участию в электронном аукционе: в первой части заявки на участие в электронном аукционе в описании характеристик предлагаемого к использованию при выполнении работ товара предоставлена недостоверная информация, а именно, по позициям N 2, 3, 4, 5 предлагается материал с указанием конкретного процента зернового остатка на ситах, что не соответствует технологическому процессу производства дорожной одежды, поскольку отсутствует технологическое оборудование позволяющие установить конкретный процент полного остатка зерен, с соответствующими размерами на ситах, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний и документацией к дробильно-сортировочным комплексам, а так же, характеристики предлагаемого к использованию при выполнении работ товара не соответствуют характеристикам товара, указанным в документации о проведении аукциона, а именно, по позиции N 7 предлагается к использованию металлическое барьерное ограждение с шагом стоек 2,5 м, что не соответствует ГОСТ Р 52607-2006 (п. 1, 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 1 документации о проведении аукциона)".
Заявка N4 (ООО "Сириус") не допущена к участию в аукционе с указанием причины отказа в допуске к участию в аукционе: "Отказать в допуске к участию в электронном аукционе: в первой части заявки на участие в электронном аукционе в описании характеристик предлагаемого к использованию при выполнении работ товара предоставлена недостоверная информация, а именно, по позициям N 2, 3, 4, 5 предлагается материал с указанием конкретного процента зернового остатка на ситах, что не соответствует технологическому процессу производства дорожной одежды, поскольку отсутствует технологическое оборудование позволяющие установить конкретный процент полного остатка зерен, с соответствующими размерами на ситах, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний и документацией к дробильно-сортировочным комплексам, а так же, характеристики предлагаемого к использованию при выполнении работ товара не соответствуют характеристикам товара, указанным в документации о проведении аукциона, а именно, по позиции N 26 предлагается к использованию геотекстиль с указанием поверхностной плотности 200 г/м6, между тем, в требованиях к материалам по указанной позиции установлено требование к поверхностной плотности не менее 200 г/м2 (п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 1 документации о проведении аукциона)".
Заявка N5 (ООО "Усольский АБЗ") не допущена к участию в аукционе с указанием причины отказа в допуске к участию в аукционе: "Отказать в допуске к участию в электронном аукционе: в первой части заявки на участие в электронном аукционе в описании характеристик предлагаемого к использованию при выполнении работ товара предоставлена недостоверная информация, а именно, по позициям N 2, 3, 4, 5 предлагается материал с указанием конкретного процента зернового остатка на ситах, что не соответствует технологическому процессу производства дорожной одежды, поскольку отсутствует технологическое оборудование позволяющие установить конкретный процент полного остатка зерен, с соответствующими размерами на ситах, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний и документацией к дробильно-сортировочным комплексам (п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 1 документации о проведении аукциона)".
Участник закупки с заявкой N1 не допущен к участию в аукционе по позиции 20 технического задания.
В связи с тем, что только один участник (заявка N2) допущен к участию в аукционе, участник закупки (ООО "Звезда") соответствует требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся (протокол рассмотрения заявки единственного участника на участие в электронном аукционе от 08.10.2014 N 2/5698-ЭА).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Отклонение заявки N1 по пункту 20, заявки ООО "Икат-плюс" по пункту 7 и ООО "Сириус" по пункту 26 технического задания (требований к материалам) Комиссия считает правомерным, поскольку аукционная комиссия оценивает заявки участников закупки на соответствие требованиям аукционной документации.
Требования к металлическому барьерному ограждению установлены по ГОСТ Р 52607-2006, а также ГОСТ 26804-86 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия" (пункт 90 приложения N4 аукционной документации). Участником закупки предложено значение шага стоек "2,5 м", что не соответствует предусмотренному в стандарте шагу стоек.
Довод заявителя о предложении конкретных характеристик в соответствии с ГОСТ 26804-2012 признан Комиссией необоснованным ввиду отсутствия в аукционной документации требований к ограждению в соответствии с названным стандартом.
2. Из представленных сторонами документов (протоколов лабораторных испытаний) усматривается, что параметр зернового состава "Полный остаток, % по массе" является конкретным числовым значением для каждого размера сита (точностью до второго знака после запятой).
При этом Комиссией установлено, что при испытании одного типа смеси из одного места отбора (в одинаковых условиях испытаний), процент полных остатков является различным (но входящим в пределы, установленные соответствующими ГОСТами).
Таким образом, Комиссия считает обоснованным довод заказчика и уполномоченного органа о невозможности предоставления участником закупки в составе первой части заявки конкретных показателей (конкретного процента полных остатков зернового состава на ситах) всех смесей на весь объем выполняемых работ - 21 километр, поскольку результаты испытания каждого отбора будут содержать различные полные остатки по ситам (входящие в пределы, установленные ГОСТами).
Сведений о конкретных показателях товара из первой части заявки участника закупки включаются в проект государственного контракта (часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе), условия которого не изменяются. Таким образом, следствием указания в первой части заявки конкретных значений - процента полных остатков зернового состава на ситах, является установление обязанности их соблюдения для сторон при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод представителей заказчика, уполномоченного органа о необходимости указания в составе первой части заявки полных остатков зернового состава на ситах в пределах (соответствующих ГОСТам) является обоснованным, и заявки участников закупки по пунктам 2-5 отклонены аукционной комиссией правомерно.
При этом Комиссия установила, что заказчиком, уполномоченным органом в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлены необходимые требования - отсутствует инструкция по заполнению заявки, что не позволило участникам закупки заполнить пункты 2-5 заявок на участие в аукционе надлежащим образом.
В разделе 1 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме. Инструкция по ее заполнению" установлены требования к содержанию, составу заявки и порядку её подачи.
Согласно техническому заданию (требований к материалам), содержащемуся в аукционной документации, заказчиком при описании характеристик материалов используются, в том числе, следующие термины "в пределах", "не более", "не менее", "не ниже". Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит расшифровку указанных терминов и указания на возможность применения данных терминов при заполнении первой части заявки.
Инструкция по заполнению заявки не содержит сведений о необходимости указания по материалам в пунктах 2-5 технического задания показателей в пределах (диапазонах) либо в конкретных числовых значениях. Указанное, не позволило участникам закупки заполнить пункты 2-5 заявок на участие в аукционе надлежащим образом.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что в документации об электронном аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участники закупки (заявители) не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Отсутствие в документации об электронном аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки Комиссией в действиях государственного заказчика выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с Порядком взаимодействия Департамента государственных закупок Забайкальского края с заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544, Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта.
Таким образом, описание объекта закупки осуществлено заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, в пределах своих полномочий, не переданных уполномоченному органу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение названной нормы пункт 20 технического задания (требований к материалам) содержит материал "антикоррозийный гидроизоляционный материал" с показателем "твердость покрытия по маятниковому прибору:-М-3 -2124 ТМЛ (маятник А) - >0,15 у.е >0,04 у.ед", не позволяющий определить соответствие закупаемых товаров, работ установленным требованиям, и не носит объективный характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе правилом описания объекта закупки является использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В нарушение названной нормы пункт 19 технического задания (требований к материалам) содержит материал "Калийные удобрения" по ГОСТ 4568-95 с указанием показателя гранулометрического состава - массовая доля фракций: менее 1 мм - не более 5 мм, от 1 до 4 мм - не менее 95%, свыше 6 мм - 0%.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 4568-95 "Калий хлористый. Технические условия" массовая доля фракций гранулометрического состава измеряется в процентах. Таким образом, вышеуказанное правило описания объекта закупки заказчиком не соблюдено, что также является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что государственным заказчиком требования к металлическим барьерным ограждениям (пункт 7 технического задания) установлены с нарушением правил описания объекта закупки (статья 33 Закона о контрактной системе), поскольку утверждены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, в соответствии с недействующим на момент размещения аукционной документации ГОСТ 26804-86.
Описание объекта закупки не в соответствии с правилами, установленными статьей 33 закона, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения повлияли на определение подрядчика, что является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Усольский АБЗ" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Икат-плюс" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Сириус" необоснованной.
4. Признать уполномоченный орган - Департамент государственных закупок, государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края нарушившими пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Признать государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об аннулировании закупки N0191200000614006136 в срок до 28 октября 2014 года.
7. Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 01.11.2014.
8. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терёшина
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 октября 2014 г. N 319,322,332
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2014