Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 31 октября 2014 г. N 346
Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2014 г. Чита, ул. Лермонтова, 14
Полный текст решения изготовлен 06.11.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии - Горбуновой А.В. начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов комиссии - Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ИП Мкоян С.С. на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме по строительству объекта "Детский сад на 40 мест по адресу: Забайкальский край, Тунгиро-Олекминский район, с. Заречное" (реестровый N 0191200000614006951),
в присутствии представителя уполномоченного органа - Мусихина И.В. (доверенность от 09.10.2014 б/н); государственного заказчика - Антропова А.Н. (доверенность от 30.10.2014 N09/3154), Подображных С.О. (доверенность от 30.10.2014 N09/3153); заявителя - Кукушкина Д.И. (доверенность от 05.01.2014 б/н);
УСТАНОВИЛА:
В адрес Забайкальского УФАС России 24 октября 2014 года поступила жалоба ИП Мкояна С.С. на положения аукционной документации, действия заказчика и уполномоченного органа по размещению файла "Приложение - Требования к материалам (скан).pdf" в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста без применения дополнительных инструментов, что искусственно затрудняет возможность подготовки участником закупки первой части заявки и нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Также заявителем указано в жалобе на неправомерное включение в проект государственного контракта условия о размере штрафа.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя отозвал жалобу в части требований, изложенных в пункте 2 заявления (об условиях проекта государственного контракта). В части размещения на официальном сайте файла требований к материалам в отсканированном документе представитель требования жалобы поддержал, указав, что размещение в таком формате не позволяет копировать, вырезать и вставлять текст - сведения о предложенных участником закупки конкретных показателях товара, что искусственно затрудняет подготовку заявки.
Представитель уполномоченного органа разделил позицию заявителя, указав следующее. Заказчиком - "Служба единого заказчика" Забайкальского края в составе заявки, направленной в уполномоченный орган для осуществления закупки, были представлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, в формате pdf. Документ в данном формате создается посредством фотографирования изображения, что исключает возможность его (документа) частичного копирования, сохранение, редактирование, частичную печать, двухстороннюю печать. Заказчик был уведомлен о недопустимости размещения на общероссийском официальном сайте документов о закупке в форматах, не позволяющих свободно с ними работать потенциальным участникам.
Представитель уполномоченного органа в указанной части жалобу считает обоснованной.
На вопрос Комиссии о практике размещения файлов с требованиями к материалам в формате pdf. представитель уполномоченного органа пояснил, что ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края является единственным государственным заказчиком, настаивающим на размещении требований в таком формате.
Представители государственного заказчика не согласились с доводами заявителя, пояснив следующее.
В силу части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
Пунктом 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и других ограничений.
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы.
Соответственно, файл "Приложение - Требования к материалам", размещенный на официальном сайте в формате "pdf.", является общедоступным, позволяет свободно знакомиться с содержанием файла, осуществлять поиск необходимой информации в тексте, без применения дополнительных программных или технологических средств, а также сохранение данных файлов на любом носителе.
Заказчиком указано, что Законом о контрактной системе, а также иными нормативными правовыми актами, не установлено, что документация об аукционе должна быть размещена на официальном сайте в каком-то определенном формате, в связи с чем, по мнению представителей заказчика, отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Представителями государственного заказчика представлен ответ технической поддержки ООС от 30.10.2014, согласно которому ограничениями размещения на официальном сайте информации является превышение размера файла 50МБ либо общего объема всех файлов 2 ГБ. Размещение файлов допустимо в различных форматах, в том числе в pdf. формате.
Представители государственного заказчика просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
08 сентября 2014 года уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края для нужд заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края размещено извещение, документация о проведении аукциона в электронной форме по строительству объекта "Детский сад на 40 мест по адресу: Забайкальский край, Тунгиро-Олекминский район, с. Заречное" (реестровый N 0191200000614006951).
Начальная (максимальная) цена контракта 46 205 860,00 рублей.
Требования к содержанию и составу заявки изложены в пункте 1 аукционной документации, наименование и описание объекта закупки - в пункте 21 документации. Первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, и конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, соответствующе требованиям заказчика.
Требования заказчика к используемым материалам в составе аукционной документации размещены в файле "Требования к материалам.pdf". Указанный файл содержит 436 наименований материалов и их максимальных, минимальных и неизменных показателей на 22 страницах.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 27.10.2014 N1/6395-ЭА на участие в аукционе не поступило ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, заказчику рекомендовано внести изменения в план график (при необходимости также в план закупок) и осуществить проведение закупки путем проведения запроса предложений или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг был открыт файл "Требования к материалам.pdf" и предложено представителям государственного заказчика продемонстрировать возможность копирования, редактирования информации о наименованиях материалов, их показателях. Представителем государственного заказчика указано, что необходимо выделить и вырезать необходимый текст с последующей вставкой в иной файл. Комиссией установлено, что в таком случае копируется и вставляется не часть текста, а часть изображения (фотографии) с текстом.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Такие требования заказчиком установлены в аукционной документации в файле "Требования к материалам.pdf" (436 наименований материалов с указанием их максимальных, минимальных и неизменных показателей на 22 страницах).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 1 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, участник закупки должен в составе первой части заявки указать конкретные показатели каждого из 436 наименований материала с указанием соответствующих установленным заказчиком значениям конкретных показателей (то есть не содержащих по определенным позициям указанных заказчиком слов "не менее", "не более", диапазонов). Таким образом, участник закупки работает с файлом, содержащим требования к материалам, путем выделения, копирования, вставки и редактирования содержащихся в нем сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе, положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника, в случае отказа в допуске к участию в аукционе, обоснование такого решения.
Таким образом, Комиссия считает, что наряду с участником закупки, принявшим решение подать заявку на участие в аукционе, с файлом "Требования к материалам.pdf" работает аукционная комиссия, которой в случае отклонения заявки необходимо указать обоснование принятого решения в протоколе, в том числе, с указанием положений из названного файла.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение). При этом пунктом 3 названного акта установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 16.11.2009 N470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти" установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Однако как указывает заявитель и подтверждается в ходе обращения Комиссии к сведениям ООС, техническая часть аукционной документации (в части требований к материалам), размещенная на сайте, содержит ограничения для ознакомления - отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста, что нарушает часть 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия считает, что при размещении технического задания аукционной документации в файлах, не позволяющих копирования и редактирования фрагментов текста, не отвечает принципам открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции в сфере закупок (закрепленных в статьях 7, 8 Закона о контрактной системе), следствием чего может являться отсутствие заявок на участие в торгах либо ограничение числа участников закупки.
Поскольку ввиду отсутствия заявок на участие в закупке аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушения Комиссией не выдается.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Мкоян С.С. обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Забайкальского края нарушившими часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 31 октября 2014 г. N 346
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2014