Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 ноября 2014 г. N 349
Резолютивная часть решения объявлена 05.11.2014 Чита, ул. Лермонтова, 14
Полный текст решения изготовлен 07.11.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Макаровой С.П. ведущего - специалиста этого же отдела,
рассмотрев жалобу общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) государственным заказчиком - ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский" при проведении электронного аукциона на поставку автомобиля Volkswagen Tiguan (или эквивалент) для нужд ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский" (реестровый N 0391100005314000006),
в присутствии представителя: заказчика Недзельской А.В. (доверенность от 29.10.2014), в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
28 октября 2014 года в Забайкальское УФАС России поступила жалоба общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - заявитель), из которой следует, что заказчиком установлены диапазоны в характеристиках товара, соответствующих одному товарному знаку Volkswagen, а именно:
Таблица N1
Наименование параметра |
Требуемые значения параметров |
Технические характеристики | |
Мощность двигателя л.с. |
Не менее 150 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км |
Не более 8,5 |
|
|
Габариты кузова (Д), мм |
Не менее 4450, но не более 4530 |
Габариты кузова (Ш), мм |
Не менее 2035, но не более 2045 |
Габариты кузова (В), мм |
Не мене 1650, но не более 1710 |
|
|
Колесная база, мм |
Не менее 2780, но не боле 2610 |
|
|
Клиренс (дорожный просвет) |
Не мене 200, но не более 220 |
|
|
Объем топливного бака, л. |
Не мене 62, но не более 70 |
Пример характеристик автомобилей аналогичного класса имеющих технические характеристики, отличающиеся от характеристик, требуемых заказчиком, так например:
Таблица N2
Наименование параметра |
Параметры по ТЗ |
Volkswagen Tiguan |
Ford Kuga |
Mazda CX-5 |
Honda CR-V |
Mitsubishi Outlander |
Мощность двигателя л.с |
Не менее 150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
146 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км |
Не более 8,5 |
8,0 |
7,7 |
6,3 |
7,7 |
7,8 |
Габариты кузова (Д), мм |
Не мене 4450, но не более 4530 |
4526 |
4524 |
4555 |
4571 |
4665 |
Габариты кузова (Ш), мм |
Не менее 2035, но не более 2045 |
2041 |
2077 |
1840 |
1820 |
1800 |
Габариты кузова (В), мм |
Не мене 1650, но не более 1710 |
1703 |
1745 |
1670 |
1685 |
1680 |
Колесная база, мм |
Не менее 2780, но не боле 2610 |
2604 |
2690 |
2700 |
2620 |
2670 |
Клиренс (дорожный просвет) |
Не мене 200, но не более 220 |
200 |
198 |
215 |
170 |
215 |
Объем топливного бака, л. |
Не мене 62, но не более 70 |
64 |
60 |
58 |
58 |
60 |
Заявитель считает, что данные действия заказчика противоречат действующему законодательству, влекут за собой ограничения количества участников закупки и нарушают законные права и интересы участников закупки.
Заявитель просит признать заказчика нарушившим требования действующего законодательства, аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя), либо внести изменение в документацию об открытом аукционе.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился и пояснил следующее.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки были установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также, соблюдено обязательное условие и включены слова "или эквивалент" - Поставка автомобиля Volkswagen Tiguan (или эквивалент).
С доводами заявителя указанных в жалобе о том, что заказчик установил диапазоны в характеристиках товара, соответствующих лишь одному товарному знаку представитель заказчика так же не согласен по следующим основаниям.
Согласно указанному примеру в жалобе, видно, что перечень идентичных автомобилей может быть обширным. Заявитель не перечислил ряд других моделей, доступных на рынке, которые по большинству или всем признакам могут совпадать с установленными диапазонами в характеристиках товара.
Таким образом, считает, что участники аукциона, исходя из технических характеристик, указанных в документации могут поставить как автомобиль марки Volkswagen Tiguan, так и автомобиль иной марки.
На основании вышеизложенного, считает, что жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" является необоснованной, все действия заказчика - ФГБУ Государственный заповедник "Даурский" не противоречат действующему законодательству, не влекут за собой ограничения количества участников закупки, и не нарушают права и интересы участников закупки иным образом.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
24 октября 2014 года заказчик разместил извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобиля Volkswagen Tiguan (или эквивалент) для нужд ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский".
Начальная (максимальная) цена контракта 1 149 393,00 рубля.
Аукцион находится на стадии подачи заявок, дата окончания подачи заявок 05.11.2014.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В техническом задании документации об аукционе заказчиком установлены следующие требования к поставке автомобиля легкового:
- тип привода - полный;
- тип кузова - цельнометаллический;
- коробка передач - механическая, не менее 5-ступенчатая, но не более 6-ступенчатая;
- рабочий объем, л/куб. - не менее 1,3, но не более 1,5;
- двигатель - бензин, турбина;
- мощность двигателя л.с. - не менее 150;
- расход топлива в смешанном цикле, л/100 км. - не более 8,5;
- уровень выброса/соответствие экологическим выбросам - экологический класс Евро 4/ экологический класс Евро 5;
- количество цилиндров двигателя - четыре;
- тормозная система - дисковая. Передние - вентилируемые;
- максимальная нагрузка на ось переднюю/заднюю - не менее 1115/1095, но не более 1125/1105;
- полная масса, кг - не менее 2165, но не боле 2175;
- снаряженная масса, кг - не менее 1600, но не более 1650;
- грузоподъемность, кг - не менее 600, но не боле 700;
- габариты кузова (ДхШхВ), мм - не менее 4450х2035х1650, но не более 4530х2045х1710;
- пространство для ног передних пассажиров, мм - не менее 1018, но не более 1030;
- пространство для ног задних пассажиров, мм - не менее 910, но не более 950;
- ширина салона на уровне плеч передних пассажиров, мм - не менее 1480, но не более 1500;
- ширина салона на уровне плеч задних пассажиров, мм - не менее 1459, но не более 1480;
- колесная база, мм - не менее 2580, но не более 2610;
- колея передних и задних колес, мм - не менее 1565, но не более 1575;
- радиус разворота, м - не менее 10,0, но не более 12,0;
- размер колесных дисков - 6,51х16;
- размер покрышек/шин, мм - 215/65 R16;
- клиренс (дорожный просвет) на описанных выше дисках и покрышках, мм - не менее 200, но не более 220;
- число дверей - 5;
- расположение водительского места - слева;
- число мест в автомобиле - 5;
- объем топливного бака, л - не менее 62, но не более 70;
- подвеска - вседорожная.
Заявителем в жалобе представлена сравнительная таблица характеристик автомобилей аналогичного класса, из которых следует, что в совокупности требованиям к характеристикам автомобиля, установленным заказчиком в документации об аукционе, соответствует только одному товарному знаку Volkswagen.
Заказчиком не представлены доказательства своих доводов о том, что участники аукциона исходя из технических характеристик, установленных в документации об аукционе, могут предложить к поставке автомобиль не только марки Volkswagen, но и автомобиль иной марки.
Комиссия, считает, что установленные в техническом задании технические характеристики не позволяют предложить к поставке иной легковой автомобиль, кроме Volkswagen.
Таким образом, требования к поставляемому товару, установленные заказчиком в техническом задании документации об аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" обоснованной.
2. Признать заказчика - ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский" предписание об аннулировании электронного аукциона на поставку автомобиля Volkswagen Tiguan (или эквивалент) для нужд ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский" (реестровый N 0391100005314000006) в срок до 12.11.2014.
4. Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 14.11.2014.
5. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: В.В. Борисова
С.П. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 ноября 2014 г. N 349
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2014