Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 ноября 2014 г. N 675-ж/14
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Интерком", в присутствии:
- представителя Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района, действующего на основании служебного удостоверения;
- представителя Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района, действующего на основании служебного удостоверения;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Интерком" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме N 0369300187814000012 на строительство объекта "Газоснабжение улиц Карла Маркса, Партизанская, Лермонтова, Гоголя в селе Кунашак Кунашакского района Челябинской области" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 17.10.2014 Управление по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 800 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.11.2014 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Интерком" контракт не заключен.
На заседании комиссии заявитель пояснил, что в документации об аукционе объект закупки включает в себя строительство газопровода в соответствии с проектно-сметной документацией, что свидетельствует о необходимости строительства сети газораспределения, включая газопроводы-отводы к домам, однако в сметной документации стоимость строительства указанных отводов не предусмотрено, что свидетельствует о неопределенности объема и видов работ, подлежащих выполнению.
При этом, итоговая потребность заказчика заключается в строительстве газопровода, позволяющего удовлетворить потребность конечного потребителя, что свидетельствует о необходимости строительства газопроводов-отводов к домам жителей муниципального образования.
Кроме того, в извещении о проведении аукциона не конкретизированы требования к участникам закупки в части необходимости наличия свидетельства СРО в нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
При формировании документации о закупке заказчик указал объемы и виды работ, которые отражены в локальных сметах, что свидетельствует о необходимости выполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией только в части, указанной в сметах.
При этом, со слов заказчика и заявителя в документации об аукционе опубликована проектно-сметная документация, включающая в себя графический материал, относящийся к строительству газопроводов с отводами.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые представляются участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В извещении о закупке, сформированном в электронном виде, указано, что требования о соответствии участника такого аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указаны в документации об аукционе.
При этом, в пунктах 25, 28 информационной карты документации об аукционе к участнику закупки установлены требования о наличии действующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства объектов газоснабжения в соответствии с пунктом 33.6 Перечня, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624.
Таким образом, в извещении о проведении закупки установлено условие о соответствии пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем указания ссылки на документацию об аукционе, содержащую конкретные документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанному требованию в соответствии с частями 1,5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о проведении закупки, документации об аукционе, в том числе проекте контракта, должны содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Как следует из пункта 14 информационной карты документации об аукционе, технического задания документации об аукционе, пункта 1.2 проекта контракта работы должны выполняться в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием и сметными расчетами.
В техническом задании однозначно и безусловно указано, что перечень и объемы работ необходимо выполнить в полном соответствии с проектно-сметной документацией, а именно: необходимо выполнить строительство распределительного газопровода низкого, среднего и высокого давления для газоснабжения жилых домов по улицам Карла Маркса, Партизанская, Лермонтова, Гоголя в селе Кунашак Кунашакского района Челябинской области предусмотренное проектом.
При этом, в требования к качеству и безопасности работ указано, что необходимо выполнить все строительные, монтажные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы в соответствии с согласованной технической (проектной, сметной) документацией, строительными нормами и правилами.
Таким образом, из совокупности положений документации об аукционе следует, что описание объекта закупки включает в себя весь объем и виды работ, которые определены в проектно-сметной документации без каких-либо изъятий.
Порядок составления сметной документации определен в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35. 2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1.
Область применения указанной методики связана с определением порядка составления сметной документации и определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы.
В соответствии с пунктом 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
Таким образом, сметы, представленные в составе документации об аукционе, содержат сведения о перечне и объеме работ, о предполагаемом оборудовании, которое будет задействовано в ходе выполнения работ и иную информацию, необходимые для расчета стоимости строительных работ, включающих прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а именно:
- материальные (затраты на материалы, изделия, конструкции, транспортные средства и т.д.);
- технические (затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов);
- трудовые (затраты на средства на оплаты труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).
Таким образом, сметная документация позволяет сделать вывод как об объеме работ, подлежащих выполнению, так и о сумме денежных средств, необходимых для осуществления работ в соответствии с проектной документацией.
Так, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в основу которого положен проектно-сметный метод (пункт 25 информационной карты) представлено ввиде смет и сводного сметного расчета стоимости строительства, в которых смета N 0-2-7 "газопроводы - отводы к домам" исключена и общая сметная стоимость обнулена.
Таким образом, документация об аукционе, включая проект контракта, содержат сведения о необходимости выполнять работы в полном соответствии с проектно-сметной документацией, включая в том числе строительство газопроводов - отводов к домам, тогда как сметная документация определяет, что стоимость указанных работ исключена из общей стоимости работ, что свидетельствует о противоречивости описания объекта закупки в части объема и видов работ, подлежащих выполнению в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Однако антимонопольный орган, принимая во внимание, что из документации об аукционе следует, что работы необходимо выполнить в соответствии с проектно-сметной документацией, в том числе выполнить все строительные, монтажные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы, включая в том числе строительство газопроводов - отводов к домам, приходит к выводу о необходимости выполнять полный комплекс работ в соответствии с проектно-сметной документацией.
При этом, несмотря на то, что стоимость строительства газопроводов - отводов к домам обнулена, это не свидетельствует об исключении указанных работ из общего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с проектно-сметной документацией.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 29.08.2014 N 444-П "О распределении субсидий местным бюджетам на строительство газопроводов и газовых сетей в 2014 году" указано, что на газоснабжение жилых домов по улице Карла Маркса, Партизанская, Лермонтова, Гоголя в селе Кунашак Кунашакского района Челябинской области выделено 18 800 000, 00 рублей, что свидетельствует о необходимости освоения бюджетных средств для достижения цели, ради которой выделялись денежные средства, что свидетельствует о необходимости осуществления закупки и заключения по итогам определения поставщика контракта, в рамках которого выполнение работ обеспечит возможность подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, что отвечает целям и принципам законодательства о контрактной системе, в части результативности обеспечения муниципальных нужд.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Интерком" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 ноября 2014 г. N 675-ж/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2014