Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 ноября 2014 г. N 688
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "Медпром" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на поставку технических средств реабилитации (слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления для инвалидов) (извещения NN 0169200000114000174, 0169200000114000168, 0169200000114000176, 0169200000114000177) (далее - аукционы), в присутствии:
- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующего на основании доверенности N 30-Ю от 19.02.2014 года;
- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующего на основании доверенности N 45-Ю от 13.11.2014 года;
- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующего на основании доверенности N 46-Ю от 13.11.2014 года;
- представителя ООО "Медпром", действующего на основании доверенности N б/н от 05.10.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 07.11.2014 года поступили жалобы ООО "Медпром" (далее - заявитель, общество) на действия Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - заказчик) при проведении рассматриваемых аукционов, объявленных заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 31.10.2014 года извещений о проведении аукционов.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169200000114000174 - 243750,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169200000114000168 - 8704000,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169200000114000176 - 8806400,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169200000114000177 - 5452800,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке N 0169200000114000174 - 10.11.2014 в 10 часов 00 минут.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупках NN 0169200000114000168, 0169200000114000176, 0169200000114000177 - 17.11.2014 в 10 часов 00 минут.
По состоянию на 13.11.2014 года контракты по предмету рассматриваемых закупок не заключены.
Согласно доводам жалоб, документации об аукционах сформированы с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Так, по мнению заявителя, Приложения N 1 к Информационным картам аукционных документаций неправомерно содержат следующее требование к товарам: "слуховые аппараты должны быть новыми, не бывшими в употреблении, в ремонте, не ранее 2014 года выпуска".
Заявитель считает, что включение в аукционные документации указанного требования к приобретаемым заказчиком товарам является признаком ограничения конкуренции, поскольку слуховой аппарат - товар, не имеющий ограниченного срока хранения.
При этом, ООО "Медпром" указывает на отсутствие очевидных отличий слуховых аппаратов 2013 года выпуска от требуемых заказчиком аппаратов 2014 года выпуска.
В жалобах общества также указано, что ООО "Медпром" обращалось к заказчику с запросами о разъяснении положений документации о закупках в части требований к году выпуска товаров. В ответ на указанные запросы заказчик сообщил, что требование к году выпуска слуховых аппаратов установлено в аукционных документациях в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 24.05.2013 N 215н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены".
При этом, ООО "Медпром" считает, что из положений указанного Приказа следует, что срок пользования слуховым аппаратом составляет не менее 4 лет и исчисляется с даты предоставления аппарата инвалиду, ветерану.
Представитель ООО "Медпром" на заседании Комиссии доводы, изложенные в жалобах, поддержал в полном объеме, а также изложил следующие дополнительные доводы.
По аукционам с номерами извещений 0169200000114000168, 0169200000114000176 заявитель указал, что сроки поставки товара, установленные в документации об аукционах и проектах контрактов, не позволяют осуществить поставку товара, поскольку являются очень короткими. Так, по указанным закупкам, поставка должна осуществляться с момента заключения контракта и не позднее 20 декабря 2014 года, что по мнению заявителя, невозможно, с учетом необходимости в такие сроки организовать пункты приема получателей слуховых аппаратов на территории города Челябинска.
По аукционам с номерами извещений 0169200000114000168, 0169200000114000176, 0169200000114000177 представитель ООО "Медпром" указал, что в Приложениях N 1 к Информационным картам документаций о рассматриваемых аукционах содержатся два взаимоисключающих требования к товару: "адаптивная направленность" и "направленный микрофон", что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе в части объективного описания объекта закупки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобах ООО "Медпром" и на заседании Комиссии, не согласились и пояснили следующее.
Документации об аукционах сформированы в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, что исключает возможность ограничения конкуренции при проведении рассматриваемых закупок.
Относительно довода заявителя о требовании к году выпуска слуховых аппаратов заказчик указал, что такое требование установлено с целью соблюдения сроков, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 24.05.2013 N 215н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены".
По мнению заказчика, отсутствие ограничения конкуренции при проведении рассматриваемых аукционов подтверждается наличием пяти ценовых предложений, которые направлены заказчику в ответ на запросы при обосновании начальной (максимальной) цены контракта и содержат указания на товар различных производителей.
Кроме того, производителями слуховых аппаратов постоянно усовершенствуются технические характеристики товаров, а следовательно, для эффективного и постоянного обеспечения инвалидов требуется закупать не устаревшие слуховые аппараты в связи с длительным сроком пользования такими аппаратами.
По доводам относительно сроков поставки товара, установленных в документациях об аукционах NN 0169200000114000168, 0169200000114000176, представители заказчика указали, что срок поставки указан с учетом потребности заказчика и без нарушения положений законодательства о контрактной системе.
Установление в аукционных документациях по закупкам NN 0169200000114000168, 0169200000114000176, 0169200000114000177 таких характеристик как "адаптивная направленность" и "направленный микрофон", по мнению заказчика, также не повлияло на количество потенциальных участников закупки.
Таким образом, заказчик считает, что рассматриваемые закупки проводятся без нарушения законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Медпром" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основой для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Приложения N 1 к Информационной карте документаций о закупках "Наименование и описание объекта закупки" содержат следующие требования к объектам закупок: "слуховые аппараты должны быть новыми, не бывшими в употреблении, в ремонте, не ранее 2014 года выпуска".
При этом, Приложения N 1 указывают, что слуховой аппарат должен иметь установленный производителем срок службы с момента передачи его получателю не менее срока пользования слуховым аппаратом (не менее 4 лет), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 24.05.2013 N 215н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены".
Проанализировав указанный Приказ, Комиссия установила, что согласно данному Приказу, срок пользования техническим средством реабилитации, протезом, и протезно-ортопедическим изделием исчисляется с даты предоставления его инвалиду, ветерану. В случае, если срок службы, установленный изготовителем технического средства реабилитации (изделия), превышает срок пользования техническим средством реабилитации (изделием), утвержденный указанным Приказом, замена такого технического средства реабилитации (изделия) осуществляется по истечении срока службы, установленного изготовителем технического средства реабилитации (изделия).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 24.05.2013 N 215н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены", срок службы слуховых аппаратов составляет не менее 4 лет.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что поскольку с учетом положений указанного Приказа замена слуховых аппаратов будет производиться не ранее, чем через 4 года, установление требования к году выпуска товара обеспечивает приобретение самых новых и модернизированных моделей слуховых аппаратов, что соответствует потребности заказчика, а также положениям пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которым, поставляемый товар должен быть новым.
Ценовые запросы, направленные заказчиком хозяйствующим субъектам, содержат основные условия исполнения контрактов, в том числе, сроки поставки товара.
Законодательством о контрактной системе не установлены порядок определения сроков поставки товара и требования к таким срокам, и доказательств нарушения законодательства о контрактной системе посредством установления требований к году выпуска товара заявителем не представлено.
Ответы хозяйствующих субъектов содержат информацию и о наличии характеристики товара "адаптивная направленность", и о наличии "направленного микрофона", что позволяет сделать вывод о том, что имеется фактическая возможность наличия у товара и той, и другой характеристики, и опровергает довод заявителя о недопустимости наличия обеих характеристик товара одновременно у одного слухового аппарата.
Кроме того, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалоб относительно неправомерного установления в документациях об аукционах требования к году изготовления товара, срока поставки товара, а также описания объекта закупки, не соответствующего положениям законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Медпром" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на поставку технических средств реабилитации (слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления для инвалидов) (извещения NN 0169200000114000174, 0169200000114000168, 0169200000114000176, 0169200000114000177) необоснованными в связи с недоказанностью доводов жалоб.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
Д.Ф. Гареева
Д.А. Воронкова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 ноября 2014 г. N 688
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2014