Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 ноября 2014 г. N 664-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ГК Уралмедснаб" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку моечно-дезинфицирующего автоматического репроцессора для обработки и дезинфекции гибких эндоскопов с принадлежностями для МБУЗ "Увельская ЦРБ" Увельского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300023214000571) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителя ООО "ГК Уралмедснаб", действующего на основании протокола N 1 общего собрания учредителей от 07.11.2012;
представителей Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Увельская центральная районная больница", действующих на основании доверенностей от 01.10.2014 NN 47, 48,49;
представителя Администрации Увельского муниципального района, действующего на основании доверенности от 05.11.2014 N 3097,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.10.2014 поступила жалоба ООО "ГК Уралмедснаб" на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком и Уполномоченным органом путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 17.10.2014 извещения о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта- 1000000,00 рублей.
По состоянию на 27.10.2014 контракт по объекту рассматриваемого Аукциона не заключен, Аукцион решением аукционной комиссии, отраженным в протоколе подведения итогов " 435-ЭА 296 от 29.10.2014 признан несостоявшимся по причине признания только одной заявки на участие в Аукционе соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Согласно доводам жалобы, Заявитель считает, что документация об Аукционе разработана Заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как содержит требования к товару, влекущие ограничение количества участников закупки.
По мнению Заявителя, совокупности характеристик, содержащихся в Техническом задании документации об Аукционе, соответствует только оборудование AER ENDOCLENS-NSX производства Johnson& Johnson (США), поскольку продукция М-Технолоджи Ко, Лтд (Южная Корея), Olympus (Япония), Bandeq (Южная Корея) не соответствуют Техническому заданию документации об Аукционе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы жалобы поддержал, в качестве доказательств нарушений Заказчиком требований законодательства о контрактной системе просил учитывать сравнительную таблицу, содержащуюся в жалобе, а также представил руководство по эксплуатации на репроцессор эндоскопов OER-AW ОLYMPUSR производства OLYMPUS MEDICAL SYSTEMS CORP.
В процессе рассмотрения жалобы Заявитель указал, что оспаривает позиции 8,11,12,13,14,17, 20, 21,23-26,30,31.2, 33.1, 33.4.1, 33.6, 38, 37 технического задания, а также позицию 3 "принадлежности".
Представители Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, руководства по эксплуатации на аппарат для автоматической обработки эндоскопов ENDOCLENS-NSX_ производства Johnson& Johnson (США) и репроцессор эндоскопов OER-AW ОLYMPUSR производства OLYMPUS MEDICAL SYSTEMS CORP, а также пояснили, что совокупности характеристик в полном объеме отвечают два прибора AER ENDOCLENS-NSX производства Johnson& Johnson и OER-AW Olympus.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ГК Уралмедснаб", пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из извещения о проведении Аукциона и пункта 2.4 раздела 2 документации об Аукционе следует, что объектом закупки является поставка моечно-дезинфицирующего автоматического репроцессора для обработки и дезинфекции гибких эндоскопов с принадлежностями для МБУЗ "Увельская ЦРБ" Увельского муниципального района Челябинской области в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к Информационной карте документации об Аукционе) и Техническим заданием (Приложение N 2 к Информационной карте документации об Аукционе).
1.1. По позиции 8 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлен следующий показатель: "Используемое моющее средство: Ферментативное с содержанием субтизилина".
Согласно информации, содержащейся на странице 75 руководства по эксплуатации на репроцессор эндоскопов OER-AW ОLYMPUSR производства OLYMPUS MEDICAL SYSTEMS CORP, производителем рекомендовано использование для автоматической очистки веществ на ферментной основе с нейтральным pH или щелочными веществами со значением pH в рабочем растворе до 11, моющий раствор EndoRapid.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России Заказчиком не представлено пояснений относительно причин ограничения используемых моющих средств, при условии, что в репроцессоре производства ОLYMPUS могут применяться также и моющие средства с щелочными веществами, а также требования об обязательном содержании в средстве субтизилина (фермента класса гидролаз).
1.2. По позициям 11,12 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие показатели: "Возможность применения моющих средств разных производителей", "Возможность использования дезинфицирующего средства на основе ортофталевого альдегида".
Допустимых и неоспоримых доказательств, свидетельствующих об установлении Заказчиком в документации об Аукционе по указанным позициям требований к товару, ограничивающих количество участников закупки Заявителем не представлено в антимонопольный орган.
В соответствии с письмом ООО "ОЛИМПАС МОСКВА" от 19.04.11 N ОМС 11-017 для обработки гибких эндоскопов производства OLYMPUS CORP рекомендовано такое дезинфицирующее средство, как CIDEXR OPA, которое в соответствии с инструкцией по применению содержит 0,55% ортофталевого альдегида в качестве действующего вещества.
1.3. По позиции N 14 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлен следующий показатель: "Продолжительность работы системы без дозаливки дезинфицирующего средства не менее 14 дней".
Согласно пояснениям Заказчика, данным на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, указанный срок установлен в соответствии со сроками сохранения качества (действия) большинства дезинфицирующих средств
Из инструкции по применению CIDEXR OPA следует, что для дезинфекции изделий средство "САЙДЕКСR ОПА" может быть использовано многократно в течение 14 суток при условии, что внешний вид раствора не изменился.
Таким образом, Заказчик по позиции 14 Технического задания документации об Аукционе указывает показатели дезинфицирующего средства, тогда как объектом закупки является автоматический репроцессор.
Указанный показатель в руководствах по эксплуатации на репроцессоры ENDOCLENS-NSX и OER-AW отсутствует.
1.4. Оспаривая показатель по позиции N 17 Технического задания документации об Аукционе, согласно которому Заказчику требуется сетка в камере для разделения колец, Заявитель указывает, что у репроцессора OER-AW вместо сетки установлена решетка.
Вместе с тем, из сведений, содержащихся на странице 17 руководства по эксплуатации на репроцессор производства ОLYMPUS, следует, что имеется сетка для укладки оборудования.
1.5. По позициям 20,21,23-26 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования:
"21. Панель устройства программирования цикла обработки эндоскопов";
"23. Автоматический учет и отображение на дисплее количества проведенных циклов обработки после заливки нового дезинфицирующего средства";
"24. Установка максимального количества циклов обработки для используемого дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией по его применению";
"25. Установка максимального количества дней использования дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией по его применению";
"26. Автоматическое оповещение пользователя при достижении максимального количества выполненных циклов/дней использования заправленного в систему дезинфицирующего средства".
На странице 127 руководства по эксплуатации на репроцессор производства ОLYMPUS содержатся сведения о том, что имеется возможность установки числа дней и количества циклов дезинфекции между заменами дезинфицирующего средства; на странице 128 - лампа счетчика дезинфицирующего средства на главной панели управления мигает, когда показатель количества циклов или числа дней использования раствора достигает установленных величин; на странице 21 - вспомогательная панель (используется для выполнения различных операций и настроек).
На странице 6 руководства по эксплуатации на ENDOCLENS-NSX указано, что прибор имеет сенсорную панель управления, на странице 41 - возможность установки циклов или длительности этапов.
Допустимых и неоспоримых доказательств, свидетельствующих об установлении Заказчиком в документации об Аукционе по указанным позициям требований к товару, ограничивающих количество участников закупки Заявителем не представлено в антимонопольный орган.
1.6. По позиции 30 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлен показатель: "Гидродинамический распылитель раствора и воды (порт подачи раствора и воды) для обеспечения тщательной очистки наружной поверхности эндоскопов наличие".
Из имеющихся у антимонопольного органа следует, что указанная характеристика товара указывается в руководствах по эксплуатации различными способами: "выпускное отверстие для подачи/ циркуляции воды, спрэй фарсунки" и т.д.
Однако понятие и/или название "гидродинамический распылитель" отсутствует у изученного Комиссией Челябинского УФАС России оборудования и представленного Заказчикам в качестве соответствующего требованиям документации об Аукционе.
1.7. По позиции 33.1 Технического задания документации об Аукционе Заказчику требуется программа для залива дезинфицирующего средства.
Вместе с тем, в руководствах по эксплуатации ENDOCLENS-NSX и OER-AW указанные программы отсутствуют, поскольку залив дезинфицирующего средства осуществляется человеком, а не самим оборудованием.
1.8. По позиции 33.4.1 Технического задания документации об Аукционе установлено, что Заказчику требуется продолжительность программы для очистки и дезинфекции эндоскопов не более 20 минут.
Согласно руководству пользователя на аппарат автоматической обработки эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX_ производства Johnson& Johnson (страница 11) диапазон установки времени очистки и времени дезинфекции эндоскопов составляет от 1 до 90 минут и зависит от дезинфицирующего средства.
Из руководства по эксплуатации репроцессора эндоскопов OER-AW Olympus (страница 235) следует, что временные параметры очистки (1-10 минут), временные параметры при использовании 875 мл кассетных сосудов с дезинфицирующим раствором 5 минут, 10 минут, с обычным дезинфицирующим раствором высокого уровня 5-60 минут. Таким образом, общее (максимальное) время продолжительности программы очистки и дезинфекции у указанного оборудования составляет от 1 до 60 минут и зависит от применения Заказчиком соответствующего раствора дезинфицирующего средства.
Поскольку Заказчиком не уточнено при использовании какого дезинфицирующего средства (кассета или обычный раствор) продолжительность должна соответствовать Техническому заданию документации об Аукционе и не указано, что под продолжительностью понимается возможность самостоятельной установки Заказчиком продолжительности программы, следовательно, из содержания документации об Аукционе следует, что Заказчику требуется товар с максимальной продолжительностью программы с учетом всех факторов.
В этом случае, оборудование AER ENDOCLENS-NSX_ производства Johnson& Johnson и репроцессор эндоскопов OER-AW Olympus не соответствуют требованиям Заказчика.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком при установлении требований к продолжительности программы для очистки и дезинфекции эндоскопов не установлено, что такое время определяется исходя из возможности Заказчика самостоятельно выставлять время программы (механическим путем). Отсутствие указанной информации не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика, в соответствии с эксплуатационными документами на оборудование составить заявку на участие в Аукционе, без предоставления недостоверных сведений.
1.9. По позиции 33.6 Технического задания Заказчику требуется наличие в приобретаемом товаре программы для дезинфекции эндоскопов.
Вместе с тем Заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у репроцессоров AER ENDOCLENS-NSX_ и OER-AW программы для дезинфекции эндоскопов, как самостоятельной программы.
1.10. По позициям 38; пункта 3 (принадлежности) Технического задания документации об Аукционе требуются следующие показатели: "Снижение апирогенности воды и освобождение ее от бактерий с помощью апирогенного фильтра с диаметром пор 0,2 мкм", "фильтр апирогенный с диаметром пор не более 0,2 мкм не менее 2 штук".
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев руководства по эксплуатации на репроцессоры AER ENDOCLENS-NSX_ и OER-AW, приходит к выводу о том, что в них отсутствует информация об апирогенном фильтре, что не позволяет определить потребность заказчика, а участникам закупки представить в заявках на участие в Аукционе достоверные сведение о предлагаемом товаре.
1.11. Из содержания требования Заказчика к товару, установленному по позиции 37 Технического задания документации об Аукционе, невозможно установить, что Заказчиком понимается под информационным обеспечением, должно ли быть отображение программных элементов на панели тоже на русском языке или нет.
Таким образом, по пунктам 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.9, 1.10, 1. 11 мотивировочной части настоящего решения Комиссия Челябинского УФАС России признает доводы жалобы на действия Заказчика обоснованными ввиду установления последним по позициям 8,14,30,33.1,33.6, 38, п. 3 "Принадлежности", 3.7 Технического задания документации об Аукционе в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе показателей, которые не позволяют в полном мере определить потребность Заказчика в приобретаемом товаре, верно участникам закупки оформить заявки на участие в Аукционе, и могут повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, устранение конкуренции при проведении аукциона по рассматриваемому объекту закупки.
По пунктам 1.2, 1.4., 1.5, 1.8 мотивировочной части настоящего решения (позиции 11,12,17,20,21,23-26,33.4.1 Технического задания документации об Аукционе соответственно) Комиссия Челябинского УФАС России признает доводы жалобы Заявителя необоснованными ввиду недоказанности.
2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закон о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставки товара, являющегося объектом закупки, тогда как поставка репроцессоров не требует наличия у участников закупки разрешительных документов (лицензия, свидетельство СРО, аттестат аккредитации и т.д.).
3. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукционе не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тогда как указанные требование предъявлены Заказчиком к участникам закупки в пункте 3.2 раздела 3 документации об Аукционе.
4. В нарушение части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукционе не установлены способы обеспечения исполнения контракта, порядок его предоставления участником закупки, требования к банковской гарантии в соответствии с положениями статей 37,45,96 Закона о контрактной системе.
Указание Заказчиком в извещении о проведении Аукциона ссылки на пункт 2.10 документации об Аукционе не может быть принято антимонопольным органом как исполнение части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку указанный пункт документации об Аукционе содержит требования к обеспечению заявки на участие в Аукционе, а не обеспечению исполнения контракта.
5. В нарушение части 5 статьи 63, пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукционе не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, поскольку пункт 2.9 документации об Аукционе устанавливает только место и сроки поставки товара.
6. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 4.2 раздела 4 документации об Аукционе установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставки товара, являющегося объектом закупки, тогда как поставка репроцессоров не требует наличия у участников закупки разрешительных документов (лицензия, свидетельство СРО, аттестат аккредитации и т.д.).
7. В соответствии с частью 1 статьи 34, частями 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе и заявки участника закупки.
Вместе с тем, разработанный Заказчиком проект контракта не предполагает включение в спецификацию (Приложение N 1 к контракту) сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя, информации о товаре (товарном знаке и/или конкретных показателях товара), содержащейся в заявке участника закупки, что является нарушением части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В силу требований законодательства о контрактной системе спецификация к контракту на момент опубликования извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе должна содержать наименование показателей, а также показатели товара, которые не изменяются.
При направлении проекта контракта участнику закупки Заказчик включает в контракта сведения об участнике закупки, цену контракта и конкретные значения показателей товара, представленные в первой части заявки, товарный знак (при наличии), наименование места происхождения товара или наименовании производителя.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ГК Уралмедснаб" на действия Заказчика по позициям 8,14,30,33.1,33.6, 38, п. 3 "Принадлежности", 3.7 Технического задания документации об Аукционе обоснованными, по позиции 11,12,17,20,21,23-26,33.4.1 Технического задания документации об Аукционе необоснованными ввиду недоказанности.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 63, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1,2 части 1, части 3 статьи 64, пунктов 7,8 статьи 42, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 части 5 статьи 66, части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии по Аукциону, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 ноября 2014 г. N 664-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2014