Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 ноября 2014 г. N 670-ж/14
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах" (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок N 0169300028114000294 на оказание услуг по страхованию средств наземного транспорта (ОСАГО) на 2014-2015, в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Каслинская центральная районная больница", действующего на основании доверенности от 06.11.2014;
- представителя Администрация Каслинского муниципального района, действующего на основании доверенности от 05.11.2014;
- представителя ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 08.08.2014;
- представителя СОАО "ВСК", действующего на основании доверенности от 16.01.2014,
- представителя СОАО "ВСК", действующего на основании доверенности от 16.01.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Росгосстрах" (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок N 0169300028114000294 на оказание услуг по страхованию средств наземного транспорта (ОСАГО) на 2014-2015 (далее - конкурс).
Согласно представленным документам 15.10.2014 Администрация Каслинского муниципального района объявила о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 123 988 рублей 30 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок - 23.10.2014 10:00.
Состав котировочной комиссии утвержден Постановлением первого заместителя главы Каслинского муниципального района от 05.02.2014 N 124.
По состоянию на момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт по объекту рассматриваемой закупки заключен с СОАО "ВСК" от 31.10.2014.
Представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал следующее.
В извещении о проведении запроса котировок заказчик указал сведения, необходимые для расчета цены контракта, в частности сведения о коэффициенте КБМ, не соответствующем Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", что не позволяет сделать вывод о правильности расчета страховой премии.
С учетом изложенного, действия котировочной комиссии по признанию заявки СОАО "ВСК" соответствующей требованиям извещения о проведении закупки противоречит законодательству о контрактной системе, так как коэффициент КБМ, предложенный указанным участником, не соответствует размеру коэффициента, установленному в Указаниях Центрального Банка России.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснили, что действия котировочной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Заявка СОАО "ВСК" допущена к участию в запросе котировок, так как цена, предложенная указанным участником не превышает начальную (максимальную) цену контракта и рассчитана с учетом понижающего коэффициента КБМ, так как у заказчика отсутствовали страховые случаи за предыдущий страховой период.
Таким образом, действия котировочной комиссии соответствуют требования законодательства о контрактной системе, так как указанным участником предложена наименьшая цена контракта, в связи с чем он признан победителем запроса котировок.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.10.2014 (далее - протокол) заявка СОАО "ВСК" признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и указанный участник закупки признан победителем запроса котировок, предложившим наименьшую цену контракта.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Заявка СОАО "ВСК" содержит ценовое предложение в размере 115 170 рублей 85 копеек, что не превышает начальную максимальную цену контракта, составляющую 123 988 рублей 30 копеек.
На основании изложенного, решение котировочной комиссии о признании заявки СОАО "ВСК", соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, является правомерным, ввиду отсутствия оснований для отклонения такой заявки в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
При этом антимонопольный орган отмечает, что котировочная комиссия при оценке и рассмотрении заявок исходит из тех сведений, которые закреплены в извещении о проведении запроса котировок, и, не обладая информацией о порядке расчета цены, предложенной участником закупки, не может оценить правильность применения базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, примененных при расчете цены контракта.
Кроме того, как указано, в Техническом задании, являющемся приложением к извещению, указано, что формирование цен при определении размера страховой премии производится в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России).
Из Приложения 4 к Указанию Банка России следует, что размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию.
В приложении 1 к Указанию Банка России установлены минимальные и максимальные значения размера базовых страховых тарифов в зависимости от типа (категории) и назначения транспортного средства, в пределах которых страховая организация устанавливает собственный размер базового страхового тарифа.
С учетом изложенного, законодательно установленная вариативная возможность снижения цены контракта (страховой премии) как в зависимости от размера базового страхового тарифа, утвержденного страховой организацией, так и от коэффициента страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ), не позволяет на стадии рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок осуществить проверку правильности расчета страховой премии участниками закупки.
2. Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N 1 к техническому заданию, содержащем описание объекта закупки включает исходные данные о транспортных средствах, являющихся объектом страхования (идентификационный номер транспортного средства, государственный номер, категория, транспортного средства, мощность двигателя, в том числе коэффициент КБМ).
При этом, по позициям 5, 6, 8-13, 16, 18 указано, что коэффициент КБМ по действующим договорам равен 0,45, соответствующий ему 14 класс собственника транспортного средства (водителя).
В соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта указано, что расчет произведен с использованием тарифного метода с применением Указания Центрального Банка России.
В соответствии с Приложением 2 к Указанию Центрального Банка России установлены коэффициенты КБМ, применяемые в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений, предельным значением которых является коэффициент 0,5, которому соответствует 13 класс собственника транспортного средства (водителя).
Таким образом, в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 73, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок описание объекта закупки содержит коэффициент КБМ по позициям 5, 6, 8-13, 16, 18 - 0,45, с учетом которого сформирована начальная (максимальная) цена контракта, тогда как Указанием Центрального Банка России не предусмотрен указанный коэффициент, минимальный размер которого равен - 0,5, что свидетельствует о противоречивости сведений, необходимых для расчета страховой премии.
Кроме того, указание коэффициента КБМ, не соответствующего Указанию Центрального Банка России, повлекло к неправильному применению тарифного метода при формировании начальной цены контракта.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должен содержаться исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Объектом закупки является оказание услуг по страхованию средств наземного транспорта (ОСАГО), которые в соответствии с частью 1 статьи 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" вправе осуществлять субъекты страхового дела, получившие лицензию.
Согласно части 1 статьи 32 Закона РФ лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок не установлено требование как к участнику закупки, так и требование о предоставлении участником закупки лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах" (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 72, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт на момент вынесения решения заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.С. Субботина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 ноября 2014 г. N 670-ж/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2014