Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15 февраля 2017 г. N 23ф/17
Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 20.02.2017.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей заказчика - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Бондар Л.С. (доверенность от 03.02.2017), Ефремовой А.Д. (доверенность от 16.01.2017),
в отсутствие представителей заявителя - ИП Пестрикова Ю.А.,
рассмотрев жалобу ИП Пестрикова Ю.А. на положения документации об электронном аукционе на поставку для инвалидов сигнализаторов звука (реестровый номер 0246100000117000013) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 08.02.2017 поступила жалоба ИП Пестрикова Ю.А. на положения документации об электронном аукционе на поставку для инвалидов сигнализаторов звука (реестровый номер 0246100000117000013) (заказчик - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
ИП Пестриков Ю.А., уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своего представителя не направило.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ИП Пестрикова Ю.А. указано, что в описании объекта закупки, в части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе, заказчиком приведены технические характеристики, влекущие за собой ограничение круга участников и, как следствие, ограничение конкуренции. А именно, характеристики "Светодиодной индикацией на корпусе передатчиков сигнала телефона, домофона, дверного звонка о поступающих на передатчики сигналах" и "Корпус наручного приемника должен быть выполнен в форм-факторе наручных часов". Так, ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" не содержит заявленных заказчиком технических и функциональных характеристик к сигнализаторам, а данные характеристики не имею значимого значения для пользователя. Таким образом, заказчик нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также требования ст. 8 Закона о контрактной системе. Кроме того, по мнению заявителя, действия заказчика нарушают ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Кроме этого, заказчиком в нарушении ст. 14 Закона о контрактной системе не установлено ни в аукционной документации, ни в извещении о проведении электронного аукциона, ограничение в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, пояснили, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При составлении технических характеристик учитывались потребности граждан с ограниченными возможностями.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе на поставку для инвалидов сигнализаторов звука (реестровый номер 0246100000117000013) размещена 31.01.2017 в 10:47 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), инвалиды имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о социальной защите инвалидов к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - Перечень). Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240 определены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Согласно п. 16 Перечня, к техническим средствам реабилитации инвалида относится, в том числе, сигнализаторы звука световые и вибрационные.
Исходя из статей 10 и 11.1 Закона о социальной защите инвалидов, пункта 16 Правил, государство гарантирует инвалидам получение ТСР за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является поставка для инвалидов сигнализаторов звука.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик, как учреждение представляющие интересы инвалидов, руководствовался необходимостью обеспечения инвалидов соответствующими техническими средствами реабилитации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Также следует отметить, что предметом рассматриваемого электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку предмета закупки, а не на его изготовление, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, описание объекта закупки, включая требования к его функциональным, техническим, качественным характеристикам, а также требования к гарантийному сроку товара содержится в части III "Техническое задание" аукционной документации.
Проанализировав часть III "Техническое задание" аукционной документации, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что оно содержит следующие требования к техническим характеристикам товара:
Наименование изделия |
Описание технических и функциональных характеристик |
Количество, шт |
Наименование изделия |
Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией |
Сигнализатор должен реагировать на сигналы, поступающие от телефона, домофона, дверного звонка. Цифровой вибрационно-световой индикатор должен привлекать внимание пользователя с помощью: - вибрации корпуса наручного приемника; - светодиодной индикацией наручного приемника; - светодиодной индикацией на корпусе передатчиков сигнала телефона, домофона, дверного звонка о поступающих на передатчики сигналах. Корпус наручного приемника должен быть выполнен в форм-факторе наручных часов. Для каждого бытового сигнала должна быть специальная иконка с пиктограммой. При входящем сигнале на наручный приемник пиктограммы должны загораться яркими вспышками сопровождающиеся вибрацией для каждого вида сигнала. |
50 |
Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией |
На заседании Комиссии установлено, что заказчиком, при разработке документации об электронном аукционе (техническое задание), были использованы характеристики и значения, предъявляемые к техническим характеристикам подлежащего поставке товара, в соответствии с ГОСТом Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", а также показатели, которые определялись исходя из потребностей граждан с ограниченными возможностями.
Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе предусматривает правила описания объекта закупки. При этом, указанные правила не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
Также следует отметить, что заказчиком на рассмотрении жалобы была представлена проработка рынка производителей сигнализаторов звука, согласно которой, как минимум три производителя (ООО "Криптомед", ООО "Исток - Аудио Интернейшл", ООО "Исток Аудио Трейдинг", ОО "Aurica") могут поставить вышеуказанный товар с соответствующими характеристиками.
В свою очередь, заявителем не представлено документов, подтверждающих, что указанное описание закупаемого товара привело к ограничению количества участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, требования к объекту закупки сформированы заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя о том, что аукционная документация содержит ненадлежащее описание объекта закупки не нашел своего подтверждения.
Более того, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
2. Комиссия Липецкого УФАС России, рассмотрев довод жалобы о не установлении заказчиком в аукционной документации ограничения в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155), признает его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно Приказ N 155, настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе, панелей индикаторных на жидких кристаллах или на светоизлучающих диодах; электрических аппаратур звуковой или световой сигнализации (код 27.90.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.).
Объектом данной закупки является поставка для инвалидов сигнализаторов звука, которые относятся к коду 27.90.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Следовательно, условия допуска, установленные Приказом N 155, применяются при поставке товара по данной закупке.
Однако, Комиссией установлено, что заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Приказом N 155.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что на участие в аукционе поступило три заявки, в которых содержится предложение о поставке товары, страной происхождения которого является "Россия".
Необходимо отметить, что согласно требованиям Приказа N 155, при предложении всеми участниками электронного аукциона товара российского происхождения, снижения при заключении контракта на 15 процентов от цены контракта, предложенной победителем при заключении контракта, не производиться.
В связи с изложенным, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат проведения электронного аукциона.
По доводу заявителя о нарушении заказчиком ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России сообщает следующее.
В рамках рассмотрения жалобы заявителя Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика по установлению нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Пестрикова Ю.А. на положения документации об электронном аукционе на поставку для инвалидов сигнализаторов звука (реестровый номер 0246100000117000013) обоснованной в части не установления заказчиком ограничения в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15 февраля 2017 г. N 23ф/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2017