Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2017 г. N 11-50/17
В связи с поступившей от ООО "Стандарт" информацией (вх. 2425-ЭП/17 от 31.01.2017) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителей ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" (далее - заказчик),
в отсутствии представителей ООО "Стандарт" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Инспекции УФАС,
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию объектов недвижимого комплекса военных городков для нужд Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова в 2017 году (извещение N 0372100024516001022) (далее - аукцион, закупка).
Адрес проверяемой организации: ул. Академика Лебедева, д. 6, лит. Ж, Санкт-Петербург, 194044.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта по лоту N 4 - 85 053 738,00 руб.
Заявитель в своем обращении указывает на необъективное описание заказчиком объекта закупки, а также на установление ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Вместе с тем, заявитель 21.02.2017 направил ходатайство об отзыве заявления о проведении внеплановой проверки N 31/17 (вх. 3994-ЭП/17 от 21.02.2017).
В связи с тем, что внеплановая проверка назначена, а порядок отзыва обращений о проведении внеплановой проверки Законом о контрактной системе не установлен, Инспекция УФАС проводит внеплановою проверку закупки не только на основании доводов, изложенных в обращении, но и в отдельности от них.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к конкретным показателям товара, необходимого для оказания услуг, установлены Заказчиком в части III "Техническое задание" аукционной документации.
Например, к товару по позиции 50 "Кирпич керамический тип 2 ГОСТ 530-2012" в Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования: "Марка по прочности не ниже М200. Марка по морозостойкости должна быть F100. Класс средней плотности изделия не менее 0,8. Длина кирпича не более 288 мм. Ширина кирпича более 60 мм. Толщина кирпича более 65 мм. Допустимое максимальное предельное отклонение по длине + 4 мм. Допустимое максимальное предельное отклонение по ширине +3 мм. Допустимое максимальное предельное отклонение по толщине + 2 мм".
Вместе с тем, ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" не нормирует такие показатели как "Допустимое максимальное предельное отклонение по длине ( по ширине, по толщине)".
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" предельные отклонения от номинальных размеров не должны превышать на одном изделии, мм:
|
|
|
- по длине: |
|
|
|
кирпича и камня без пазогребневого соединения |
_4, |
|
камня с пазогребневым соединением |
_10; |
- по ширине: |
|
|
|
кирпича, камня шириной не более 120 мм |
_3, |
|
камня шириной более 120 мм |
_5; |
- по толщине: |
|
|
|
кирпича лицевого |
_2, |
|
кирпича рядового |
_3, |
|
камня |
_4. |
Таким образом, государственным стандартом, которому должен соответствовать товар "Кирпич керамический тип 2" в соответствии с требованиями Заказчика, нормируются предельные отклонения по длине, ширине и толщине кирпича от номинального размера как в сторону увеличения их размеров, так и в сторону уменьшения.
Следовательно, Заказчиком при описании требований к товару "Кирпич керамический тип 2" использованы нестандартные показатели, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Вместе с тем установлено, что в связи с поступившими жалобами от ООО "Стандарт" (вх. N 756 -ЭП/17 от 13.01.2017, вх. N 1751-ЭП/16 от 24.01.2017) 20.01.2017 и 31.01.2017 Комиссиями Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в соответствии с Законом о контрактной системе проведены проверки действий заказчика и его комиссии при осуществлении закупки.
В результате рассмотрения жалоб ООО "Стандарт" и проведения внеплановых проверок закупки Комиссия УФАС вынесла решения по делам N 44-248/17 от 20.01.2017 и N 44-437/17 от 31.01.2017.
В соответствии с решением Комиссии УФАС по делу N 44-248/17 от 20.01.2017 жалоба признана обоснованной в части доводов об использовании Заказчиком при описании требований к товарам нестандартных показателей, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе, предписание об устранении выявленного нарушения не выдано, принято решение передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Согласно решению Комиссии УФАС по делу N 44-437/17 от 31.01.2017 жалоба признана необоснованной, нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2017 г. N 11-50/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2017