Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 февраля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Асвэл-консалт" (далее - Заявитель) на действия Комитета "Муниципальное хозяйство" Администрации Ильинского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию дорог местного значения и искусственных сооружений на них Ильинского муниципального района на 2017-2019 годы (изв.N 0356300037516000017),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующим:
1. Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ с нарушением Закона о закупках.
2. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные требованиями Закона о закупках.
3. Заказчиком, в нарушение требований Закона о закупках установлены требования к расходным материалам.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках..
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300037516000017, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по содержанию дорог местного значения и искусственных сооружений на них Ильинского муниципального района на 2017-2019 годы.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 75 000 000,00 руб.
4) дата проведения аукциона в электронной форме - 19.12.2016 г.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при составлении описания объекта закупки обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так в п. 31 Технического задания Заказчиком установлены требования к электродам тип 1, в том числе: "содержание в наплавленном металле:
Серы, % не более 0,040
Фосфора, % не более 0,045".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к характеристикам компонентов электродов, которые сами по себе не являются используемым материалом, что не отрицается представителями Заказчика. В связи с изложенным Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Что касается остальных оспариваемых пунктов технического задания (а именно, требований к Керосину для технических целей (п.1), воде (п.2), уайт-спириту (п.6), кислороду техническому газообразному (п.17), растворителю (п.26), извести (п.40), Комиссия приходит к выводу, что нарушение Закона о закупках при установлении требований к используемым товарам не является доказанным Заявителем. Из текста технического задания также прямо не следует, что требования установлены к компонентам материала, либо установленные требования не предусмотрены правилами описания объекта закупки в соответствии с ч.33 Закона о закупках.
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N99).
В соответствии с приложением N1 Постановления N99, дополнительные требования к участникам устанавливаются при проведении конкурсов с ограниченным участием, , двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (п.2 приложения N1 Постановления N99). В этом же пункте установлены документы, необходимые для подтверждения наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию дорог местного значения и искусственных сооружений на них. Согласно извещению о проведении электронного аукциона данный вид работ относится к коду 42.11.10.120 ОКПД2.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчику необходимо установить требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, требования к которым установлены Постановлением N99.
Вместе с тем аукционная документация не содержит данного требования, в связи с чем Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
3. В п.17 технического задания Заказчиком установлены требования к кислороду техническому газообразному. По мнению подателя жалобы данный товар является расходным материалом, требования к которому не могут быть установлены в аукционной документации.
Вместе с тем, материалами жалобы данный довод не подтверждается, явку представителя для дачи дополнительных пояснений общество не обеспечило.
Принимая во внимание, что при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ Заказчик руководствуется собственной потребностью, а также субъективный характер упомянутого довода, Комиссия приходит к выводу, что нарушение Закона о закупках в данном конкретном случае не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл-консалт" (далее - Заявитель) на действия Комитета "Муниципальное хозяйство" Администрации Ильинского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию дорог местного значения и искусственных сооружений на них Ильинского муниципального района на 2017-2019 годы (изв.N 0356300037516000017) обоснованной в части доводов, изложенных в п.п. 1,2 решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований п.п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной торговой площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 февраля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017