Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 февраля 2017 г. N 149
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Павлова П.В. на действия заказчика - Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка нефти сырой", размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", номер извещения 0519300006317000001, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Павлова П.В.на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка нефти сырой" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, ИП Павлов П.В., уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Во-первых, заказчиком не надлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе. Во-вторых, заказчиком установлено требование о декларировании участником закупки соответствия пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В-третьих, заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. В-четвертых, аукционной документацией ограничена возможность участия Индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка нефти сырой", номер извещения 0519300006317000001.
В силу пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно части 1 статье 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Исходя из смысла нормы части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях, в том числе, ГК РФ, документация о закупке должна соответствовать положениям ГК РФ.
В извещении о проведении электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе, указана Дата и время начала подачи заявок - 30.01.2017 14:56, дата и время окончания подачи заявок - 14.02.2017 10:00. В соответствии с "Информационной картой" документации электронного аукциона установлено: дата начала подачи заявок: 30.01.2017 г., дата окончания подачи заявок: 14.02.2017 г.
Учитывая, что часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе предусматривает возможность изменения срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в сторону увеличения, то у заказчика имелось законное основание соблюсти требования статьи 191 и 194 ГК РФ и установить надлежащую дату окончания срока подачи заявок, не ранее 14.02.2017 23:59. Таким образом, довод жалобы является обоснованным.
Согласно требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в частности о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС установила, что в подпункте 8 пункта "Требования к участникам закупки" информационной карты установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС установила, что в подпункте 2 пункта "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по заполнению заявки" информационной карты установлено требование, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона в сфере закупок, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9, 10 части 1 и части 1,1 статьи 31 Закона в сфере закупок.
Однако, согласно пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона. Таким образом, заказчик не вправе возлагать на участников закупки обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе
Комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание, что информацию о том является компания офшорной или нет, проверяет оператор электронной площадки при аккредитации организации на электронной площадке, и данное требования распространяется на всех участников. Таким образом, довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в соответствии с Приложением N 1 к документации об электронном аукционе "Техническое задание на поставку нефти сырой" установлены требования к используемым товарам, а именно:
1 |
Наименование поставки товара: |
Нефть сырая по ГОСТ Р 51858-2002 |
Требования к качеству товара по классу: | ||
1. |
Класс нефти |
I (первый) |
2. |
Наименование |
малосернистая |
3. |
Массовая доля серы, % |
не более 0,6 |
4. |
Метод испытания |
По ГОСТ 1437, ГОСТ Р 51947 и 9.2 Р51858-2002 |
Требования к качеству товара по типу: | ||
1. |
Тип нефти |
легкая |
2. |
Плотность кг/м3, при температуре: |
|
20°С |
не менее 830,1 |
|
15°С |
не менее 833,8 |
|
3. |
Метод испытания |
По ГОСТ 3900, и 9.3 Р51858-2002 |
Требования к качеству товара по группе: | ||
1. |
Массовая доля воды, % |
не более 1 |
2. |
Массовая концентрация хлористых солей, мг/дм |
не более 900 |
В соответствии с ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" настоящий стандарт распространяется на нефти для поставки транспортным организациям, предприятиям Российской Федерации и для экспорта.
В соответствии с пунктом 4.2. ГОСТ Р 51858-2002 в зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на классы 1 - 4 (таблица 1). Согласно таблицы 1, указано следующее:
Класс нефти |
Наименование |
Массовая доля серы, % |
Метод испытания |
1 |
Малосернистая |
До 0,60 включ. |
По ГОСТ 1437, ГОСТ Р 51947 и 9.2 настоящего стандарта |
2 |
Сернистая |
От 0,61 >> 1,80 |
|
3 |
Высокосернистая |
>> 1,81 >> 3,50 |
|
4 |
Особо высокосернистая |
Св. 3,50 |
В соответствии с пунктом 4.3. ГОСТ Р 51858-2002 по плотности, а при поставке на экспорт - дополнительно по выходу фракций и массовой доле парафина нефть подразделяют на пять типов (таблица 2): 0 - особо легкая; 1 - легкая; 2 - средняя; 3 - тяжелая; 4 - битуминозная. Согласно таблицы 2, указано следующее:
Наименование параметра |
Норма для нефти типа |
Метод испытания |
|||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||
для пред-приятий Российс-кой Феде-рации |
для экспорта |
для пред-приятий Российс-кой Феде-рации |
для экспорта |
для пред-приятий Российс-кой Феде-рации |
для экспорта |
для пред-приятий Российс-кой Феде-рации |
для экспорта |
для пред-приятий Российс-кой Феде-рации |
для экспорта |
||
1 Плотность, кг/м3, при температуре: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 3900 и 9.3 настоящего стандарта |
20 °С |
Не более 830,0 |
830,1-850,0 |
850,1-870,0 |
870,1-895,0 |
Более 895,0 |
По ГОСТ Р 51069 и 9.3 настоящего стандарта |
|||||
15 °С |
Не более 833,7 |
833,8-853,6 |
853,7-873,5 |
873,6-898,4 |
Более 898,4 |
||||||
2 Выход фракций, % об., не менее, до температуры: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ2177 (метод Б) |
200 °С |
- |
30 |
- |
27 |
- |
21 |
- |
- |
- |
- |
|
300 °С |
- |
52 |
- |
47 |
- |
42 |
- |
- |
- |
- |
|
3 Массовая доля парафина, %, не более |
- |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
По ГОСТ 11851 |
П р и м е ч а н и я 1. Если нефть по одному из показателей (плотности или выходу фракций) относится к типу с меньшим номером, а по другому - к типу с большим номером, то нефть признают соответствующей типу с большим номером. 2. Нефти типов 3 и 4 при приеме в систему трубопроводного транспорта для последующей поставки на экспорт должны иметь норму по показателю 3 не более 6%. |
В соответствии с пунктом 4.4. ГОСТ Р 51858-2002 по степени подготовки нефть подразделяют на группы 1 - 3 (таблица 3). Согласно таблицы 3, указано следующее:
Наименование показателя |
Норма для нефти группы |
Метод испытания |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 Массовая доля воды, %, не более |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
По ГОСТ 2477 и 9.5 настоящего стандарта |
2 Массовая концентрация хлористых солей, мг/дм3, не более |
100 |
300 |
900 |
По ГОСТ 21534 и 9.6 настоящего стандарта |
3 Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,05 |
По ГОСТ 6370 |
||
4 Давление насыщенных паров, кПа (мм рт. ст.), не более |
66,7 (500) |
По ГОСТ 1756, ГОСТ Р 52340 и 9.8 настоящего стандарта |
||
5 Массовая доля органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 2040С, млн.-1 (ррm), не более |
10 |
10 |
10 |
По ГОСТ Р 52247 или приложению А (6) |
П р и м е ч а н и е - Если по одному из показателей нефть относится к группе с меньшим номером, а по другому - к группе с большим номером, то нефть признают соответствующей группе с большим номером. |
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что показатели, указанные заказчиком в "Техническом задании на поставку нефти сырой" в требованиях к качеству товара по классу, по типу, по группе указаны заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ Р 51858-2002. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При анализе проекта контракта, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что проектом контракта установлены следующие положения: "2.2. Цена одной тонны нефти устанавливается согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме N _________ от "__" ________ 2017 г и составляет ___ () рублей __ копеек, в том числе НДС 18% - ___ () рублей __копеек. 2.3. Цена Контракта составляет ___ () рублей, в том числе НДС 18% - ___ (____) рублей ___ копейка. 2.4. Указанная цена включает в себя все расходы Поставщика, связанные с поставкой товара, расходы на уплату необходимых налогов (в том числе НДС 18%) сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, расходы на материалы, оборудование, а также расходы на привлечение специальной техники, в том числе специализированного автотранспорта, необходимых для поставки товара. 2.5. Оплата за фактически поставленную нефть производится Покупателем, в валюте Российской Федерации (рубль), ежемесячно, не позднее 10 (Десятого) числа, месяца, следующего за расчетным, на основании счета-фактуры Поставщика, предъявленного Покупателю для оплаты не позднее 5 (Пятого) числа, месяца, следующего за расчетным. 2.5.1. Основанием для предъявления счета-фактуры служат товарные и транспортные накладные".
В силу части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участниками закупки могут быть не только юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, но и любые физические лица, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то указанные субъекты, добровольно выбирав режим налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, имеют возможность представить только те документы, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении того или иного режима налогообложения.
В соответствии с частям 2 и 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
При этом иные налоги уплачиваются организациями, индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не определяет порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не предписывают указывать в контракте (проекте контракта), что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) налоговых обязанностей не может являться предметом контракта между сторонами и не подлежит контролю со стороны заказчика.
В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе цена контракта является твердой, следовательно, исполнение контракта должно быть оплачено по цене, предусмотренной контрактом, независимо от применяемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) режима налогообложения.
Согласно п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889 отмечается, что Законом о контрактной системе не определен порядок действий заказчика в случае, если победитель конкурентной процедуры использует УСН.
Однако, Комиссия приходит к выводу, что установление фразы в проекте контракта "в том числе НДС 18%" ограничивает количество участников из числа организаций, индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, кроме того проект контракта не содержит обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, что не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный документ составляется лицами, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу части 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Минфина РФ от 03.11.2009 N 03-07-09/54 п. 2 ст. 346.11 организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Пунктом 3 ст. 169 гл. 21 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 Кодекса счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что предоставление счета-фактуры также ограничивает количество участников из числа организаций, индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Павлова П.В. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 34, 63, 64, 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 февраля 2017 г. N 149
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2017