Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 февраля 2017 г. N 151
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ДорСтрой" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р. Енисей" г. Красноярска" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 15.02.2017 поступила жалоба ООО "ДорСтрой" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019817000003.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Рябинин Александр Николаевич (доверенность б/н от 21.02.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Косовичева Галина Александровна (доверенность N 122 от 13.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Лузан Надежда Федоровна (доверенность N1 от 09.01.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона, заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе дает возможность заказчику установить требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки, которые позволяют определить участников (потенциальных подрядчиков) аукциона, обладающих необходимыми навыками и должным опытом, чтобы выполнить работы качественно.
Однако, по мнению подателя жалобы, заказчик, уполномоченный орган не используют такую возможность ни в ранее проводимых тендерных процедурах, ни в рассматриваемом электронном аукционе, и как следствие, часто возникает ситуация, что принять участие и победить в тендерной процедуре может в т.ч. участник, не обладающий достаточными компетенциями, навыками и опытом, позволяющие ему выполнить работы качественно.
Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что законодательство РФ (в т.ч. ГОСТ, СНИП, СП и т.п.) далеко не всегда однозначно и четко регламентирует технические требования к выполняемым работам и по факту не дает заказчику возможности объективно проконтролировать качество работ или доказать в законном порядке некачественное выполнение работ со стороны недобросовестного подрядчика.
Податель жалобы считает, что не использование заказчиком возможности установить требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель подателя жалобы отметил, что не использование заказчиком возможности установить требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки, влечет за собой возможность допуска к участию и победе в электронном аукционе такого участника закупки, который не обладает достаточным опытом, позволяющим ему выполнить работы качественно.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях и в устном порядке в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представители заказчика, уполномоченного органа не согласились, ходатайствовали о признании жалобы необоснованной, т.к., по их мнению, положения документации о проведении электронного аукциона являются однозначными, позволяют определить потребность заказчика, позволяют определить наличие необходимой квалификации (опыта) у участника закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р. Енисей" г. Красноярска (извещение о проведении электронного аукциона от 07.02.2017 N 0119300019817000003).
Антимонопольные требования к торгам, в том числе путем установления запретов на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, предусмотрены статьей 17 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что согласно разделу 4 такой документации работы по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р.Енисей" г. Красноярска должны быть выполнены с надлежащим качеством, соответствовать действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам, СП 48.13330.2011 "Организация строительства", в объеме согласно сметному расчету стоимости строительства и прилагаемому проекту.
Работы должны выполняться материалами подрядчика.
При выполнении работ должны использоваться материалы, оборудование, комплектующие, имеющие сертификаты или паспорта качества изготовителя и технические условия.
Во время проведения работ должны быть обеспечены необходимые противопожарные мероприятия, мероприятия по технике безопасности, охране окружающей среды.
Комиссией установлено, что в единой информационной системе (подраздел "Извещение, изменения извещения о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукцион" раздела "Документы закупки" извещения о проведении электронного аукциона) заказчиком, уполномоченным органом с целью ознакомления с ним неограниченного круга лиц был размещен проект, получивший положительное заключение государственной экспертизы, и сметные расчеты стоимости строительства (приложение N1 к документации об электронном аукционе), которыми предусмотрены виды и объемы работ, а также необходимые материалы для выполнения работ по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р.Енисей" г. Красноярска.
В соответствии со сведениями пояснительной записки проекта организации строительства (том "ПОС") проект "Берегоукрепление правого берега р.Енисей" г. Красноярска выполнен в соответствии с действующими нормативными документами (СНиПы, СП, СанПиН, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, Постановления РФ и пр.). Указанным разделом проекта установлена потребность заказчика в основных машинах, механизмах и оборудовании для выполнения указанных работ, описаны основные виды строительно-монтажных работ, указаны сведения об объемах и трудоемкости основных строительно-монтажных работ, потребность в кадрах, жилье и социально-бытовом обслуживании, мероприятия противопожарной безопасности и т.д.
Схемами, чертежами и спецификациями, входящими в состав проекта, уточняются виды работ, оборудование, материалы необходимые для их выполнения и основные требования к ним.
Так, согласно спецификации оборудования, изделий и материалов (лист 1 тома "Уличное освещение" проекта) установлено не только количество и наименование материалов, но их типы, марки и минимальные характеристики, позволяющие определить потребность заказчика, а также нормативные документы, которым они должны соответствовать (ГОСТы, ТУ).
Согласно листу проекта "Спецификация элементов ограждения ОГП-1" (лист 1) установлены размеры, количество и виды материалов, а также указаны ГОСТы, которым должны соответствовать рассматриваемые элементы пешеходного ограждения. Также установлены требования к работам по сварке элементов ограждения и нормативные документы, согласно которым они должны быть выполнены.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей работ, которые являются объектом закупки, а также товаров, которые необходимо использовать при выполнении таких работ, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует о невозможности определить потребность заказчика, об установлении требований, не позволяющих контролировать качество работ, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику исключительное право при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заказчик не имеет возможность внести какие-либо изменения в проектно-сметную документацию без согласования с проектировщиком.
Комиссия отмечает, что заказчик, уполномоченный орган проводят электронный аукцион на выполнение работ в соответствии с разработанной проектной организацией проектной документацией, в которой определен технологический перечень применяемых и совместно взаимосвязанных материалов, неприменение или замена которых не допустима. В указанной проектной документации отсутствует согласие проектной организации на возможность отступления заказчика от такой документации при выполнении работ по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р. Енисей" г. Красноярска.
В результате изучения содержания описания объекта закупки (раздел 4 аукционной документации, сметные расчеты стоимости строительства и проектная документация) Комиссия пришла к выводу о том, что в указанной части аукционной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также максимальные и (или) минимальные, неизменные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, установленным заказчиком требованиям в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Разделом 3 документации об электронном аукционе установлены требования к участникам закупки в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных, относящихся к той же группе работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства), на выполнение которых заключается контракт, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, участник закупки согласно разделу 13.1. документации об электронном аукционе не только декларирует соответствие требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, но и предоставляет документы, подтверждающие его право на выполнение работ, являющихся предметом контракта (копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к выполнению соответствующего вида работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту), а также документы, подтверждающие опыт выполнения соответствующих работ строительных.
Следовательно, при проведении процедуры рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе, комиссия по осуществлению закупок имеет возможность произвести проверку того или иного участника закупки на предмет наличия у него права на выполнение работ, являющихся предметом контракта, а также на предмет наличия у него надлежащего опыта выполнения соответствующих работ строительных путем рассмотрения предусмотренных аукционной документацией документов, представленных в составе заявки и подтверждающих наличие такого права и опыта.
Проектом муниципального контракта (Приложение N2 к документации об электронном аукционе) предусмотрен порядок производства работ (раздел V), порядок и требования к приемке работ (раздел VI), гарантии качества работ (раздел VII), а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (раздел VIII), что позволяет заказчику производить контроль надлежащего исполнения подрядчиком контракта.
Комиссией принято во внимание пояснение заказчика о том, что согласно пункту 2.2.3 Устава заказчик осуществляет строительный контроль за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, за соответствием объема, стоимости и качества работ проектам, сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ. Для выполнения указанных функций учреждения в штате заказчика создан отдел технического надзора, что свидетельствует о наличии у заказчика специалистов, способных оценить качество и осуществить контроль работ, выполняемых подрядчиком.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "ДорСтрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 февраля 2017 г. N 151
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2017