Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 февраля 2017 г. N А21-02/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу гр.Ю. на действия государственного заказчика - ГБУЗ Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения РСО-Алания (далее - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания) и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) при осуществлении закупки на поставку расходного материала для рентгенхирургии, согласно спецификации (электронный аукцион N0310200000316002664) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба гр.Юртаева Михаила Васильевича (далее - Заявитель) о нарушении государственным заказчиком ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания и Управлением РСО-Алания при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что Техническое задание Документации для проведения указанного Аукциона (далее -Аукционная документация) нарушает требования части 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и частей 1,2 статьи 17 Федерального закона от 26.7.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Однако в нарушение вышеуказанных норм закона, Заказчиком сформирован крупный по номенклатуре и количеству поставляемой продукции лот, состоящий из 40 наименований расходного материала для рентгенхирургии, часть из которых функционально не связанные между собой товары. Начальная (максимальная) цена лота составляет 33 645 882,25 рублей. Заказчиком в один общий лот включена эксклюзивная позиция -N15 технического задания, совокупность характеристик которой позволяет предложить к поставке товар, производимый единственным производителем.
Так, по мнению Заявителя, функциональные характеристики по позиции N15 технического задания Аукционной документации - коронарный баллонный катетер с лекарственным покрытием соответствуют абсолютно по всем характеристикам только одному коронарному баллонному катетеру с лекарственным покрытием Agent производителя Boston Scientific Corporation (Hemoteq AG).
Также Заявителем были проанализированы аналогичные коронарные баллонные катетеры с лекарственным покрытием следующих производителей: BIOTRONIC AG, B. Braun Melsungen AG, Medtronic Inc, Lutonix Inc. Из сравнительного анализа Заявителя следует, что товары указанных производителей имеют ряд несоответствий с теми характеристиками, которые установил Заказчик, и соответственно, не могут являться предметом поставки как аналогичная продукция.
Так,:
- продукция производителя B. Braun Melsungen AG не соответствует требованиям Аукционной документации по таким показателям, как давление разрыва - 15-17 АТМ (согласно Аукционной документации - не более 14 АТМ) и доступным длинам катетера - 14-40 мм (согласно Аукционной документации - 8 или 10, 12 или 15, 20, 30 мм);
- продукция производителя BIOTRONIC AG не соответствует требованиям Аукционной документации по такому показателю, как доступные длины катетера - 10, 15, 20, 25, 30 мм (согласно Аукционной документации - 8 или 10, 12 или 15, 20, 30 мм);
- продукция производителя Medtronic Inc не соответствует требованиям Аукционной документации по таким показателям, как давление разрыва - 15-17 АТМ (согласно Аукционной документации - не более 14 АТМ) и доступным длинам катетера - 14, 20, 30, 40 мм (согласно Аукционной документации - 8 или 10, 12 или 15, 20, 30 мм);
- продукция производителя Lutonix Inc не соответствует требованиям Аукционной документации по таким показателям, доступные длины катетера - 9, 15, 20, 30, 40 мм (согласно Аукционной документации - 8 или 10, 12 или 15, 20, 30 мм) и доступные диаметры катетера: 1.5, 2, 2.5, 2.75, 3, 3.5, 4, 4.5 мм (согласно Аукционной документации -2, 2.25, 2.5, 2.75, 3, 3.25, 3.5, 3.75, 45 мм).
Таким образом, по позиции N15 технического задания Аукционной документации возможно предложение к поставке товара только одного производителя Boston Scientific Corporation, что по мнению заявителя, ограничивает количество участников размещения заказа. Следовательно, возможность поставки эквивалентного товара по указанной позиции отсутствует. По мнению Заявителя, в случае выделения из общего лота, эксклюзивного товара, у потенциальных участников появится возможность осуществить поставку по конкурентной цене всех изделий медицинского назначения, в том числе и указанной позиций.
Кроме того, согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
По мнению Заявителя, при внесении изменений в документацию об электронном аукционе заказчик не вправе изменять функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки.
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушении указанных норм Закона о контрактной системе были размещены изменения Аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания указало, что 19.12.2016 Управлением РСО-Алания в ЕИС было размещено извещение о проведении Аукциона на поставку расходного материала для рентгенхирургии.
23 января 2017 года Заказчиком были внесены изменения в техническое задание Аукционной документации.
Заявитель ссылается на нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе путем включения в один лот эксклюзивной позиции, производимой только единственным производителем. Между тем, это не соответствует действительности.
Во-первых, приведенный анализ рынка Заявителя не содержит подтвержденной информации, что им изучены соответствующие медицинские изделия всех производителей, осуществивших регистрацию медицинских изделий на территории РФ. В связи с чем, доводы Заявителя о соответствии ряда позиций товара конкретным производителям являются неподтвержденными и необъективными. Проведенный анализ выборочный, узкий и субъективный, а приведенные Заявителем российские производители не выпускают рассматриваемый вид продукции.
Во-вторых, Заявитель указывает на несоответствие характеристик закупаемого товара продукции производителя B. Braun Melsungen AG по критериям: давление разрыва -не более 14 АТМ и доступные длины катетера: 8 или 10, 12 или 15,20,30. Тогда как, Заказчиком был сделан запрос официальному представителю B. Braun на территории РФ о возможности поставки товара с характеристиками, прописанными в Аукционной документации. Представитель компании B. Braun сообщил о соответствии своей продукции по критериям: давление разрыва и доступные длины катетера.
Таким образом, Заказчик считает, что как минимум продукция двух производителей удовлетворяет его требования по позиции N15 и может быть поставлена в рамках заключенного контракта.
Предметом Аукциона является право на заключение контракта на определение поставщика для осуществления закупки на поставку, а не на изготовление (производство) оборудования в связи с чем, любой участник закупки имеет возможность в заявке предложить к поставке товар полностью соответствующий указанным в Аукционной документации показателям, позволяющим определить соответствие предлагаемого товара установленным заказчиком требованиям, и получить допуск к участию в Аукционе.
Участник закупки, как хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет возможность самостоятельно определить коммерческую целесообразность своего участия в закупке на содержащихся в Аукционной документации условиях, в том числе свою способность приобрести необходимый заказчику товар для его последующей поставки.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа, законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Управление РСО-Алания пояснило, что поддерживает пояснения заказчика и считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 декабря 2016 года в Единой информационной системе Управление РСО-Алания разместило извещение N0310200000316002664 о проведении Аукциона на поставку расходного материала для рентгенхирургии, согласно спецификации и Аукционную документацию, разработанную 19.12.2016 года Управлением РСО - Алания (далее - Аукционная документация) на основании заявки ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания на проведение электронного аукциона по определению поставщика от 05.12.2016 года.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан поставить товары, являющиеся объектом закупки, в сроки, объёме и качестве, а так же с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, спецификацией и проектом контракта.
Согласно пункту 15 Требований к товарам, указанным в спецификации в ходе исполнения контракта необходимо поставить, помимо прочего коронарный баллонный катетер со следующими характеристиками: катетер предназначен для ослабления рестеноза путем подачи лекарственного вещества к пораженной артериальной ткани. Комплектация: состоит из монорельсового доставляющего катетера с баллоном покрытым веществом, включающем в себя паклитаксел (активное вещество). Доза активного вещества не более 3,0 мкг на 1 мм поверхности баллона. Катетер имеет не менее 2 рентгеноконтрастных метки на расстоянии 90 и 100 см. Рабочая длина системы доставки быстрой смены должна быть не более 143 см. Система доставки совместима с проводником 0.014". Профиль кончика баллона должен быть не более 0.043". Номинальное давление баллона не менее 6 АТМ. Давление разрыва - не более 14 АТМ. Доступные диаметры катетера: 2, 2.25, 2.5, 2.75, 3, 3.25, 3.5, 3.75, 4 мм. Доступные длины катетера: 8 или 10, 12 или 15, 20, 30 мм.
Не нашли своего подтверждения доводы Заявителя о том, что по пункту 15 Требований к товарам Аукционной документации возможна поставка товаров только одного производителя Boston Scientific Corporation (Hemoteq AG), и о том, что продукция производителя B. Braun Melsungen AG не соответствует требованиям пункта 15 Требований к товарам Аукционной документации по таким показателям, как давление разрыва - 15-17 АТМ (согласно Аукционной документации - не более 14 АТМ) и доступным длинам катетера - 14-40 мм (согласно Аукционной документации - 8 или 10, 12 или 15, 20, 30 мм), так как из письма ООО "Б.Браун Медикал", официального представителя фирмы B. Braun Melsungen AG в России NВО38 от 13.02.2017 года следует, что баллонный дилятационный катетер коронарный, который производит фирма B. Braun Melsungen AG имеет следующие характеристики: доступная длина в мм - 10.0, 15.0, 17.0, 20.0, 26.0, 30.0; давление разрыва - 12 АТМ, что соответствует требованиям пункта 15 Требований к товарам, указанным в спецификации Аукционной документации.
То есть, требования к товарам, указанные в Аукционной документации не ограничивают количество участников закупки, соответственно, Аукционная документация соответствует требованиям части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
23.01.2017 года в Аукционную документацию, а именно в спецификацию, заказчиком были внесены изменения. Однако, объект закупки и размер обеспечения заявок не изменялись.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу гр.Ю. на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при осуществлении закупки на поставку расходного материала для рентгенхирургии, согласно спецификации (электронный аукцион N0310200000316002664).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 февраля 2017 г. N А21-02/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017