Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 февраля 2017 г. N 2-57-1543/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОПАХОРСКОЕ: Захаренковой О.Н., Виноградовой О.Д.,
в отсутствие представителей ИП Щеулина А.А., о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/6469 от 08.02.2017),
рассмотрев жалобы ИП Щеулина А.А. (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОПАХОРСКОЕ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт подъездов с. Красная Пахра, ул. Ленина д.12 (Закупка N 0148300040717000011) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.02.2017 N МГ/6469 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе, в части установления в аукционной документации излишних требований к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, например как:
- В п.2 "Растворы строительные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, например как: Норма подвижности по погружению конуса; Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте; Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения; Расслаиваемость свежеприготовленных смесей; Водоудерживающая способность растворных смесей.
- В п.3 "Олифа оксоль" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, например как: Температура вспышки в закрытом тигле; Массовая доля нелетучих веществ; Температура вспышки, воспламенения в открытом тигле; Температура самовоспламенения; Время высыхания до степени 3 при температуре(20_ 2)°С; Кислотное число; Отстой по объему; Температурные пределы воспламенения: нижний, верхний.
- В п.5 "Листы гипсокартонные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, например как: Предельные отклонения по длине листов; Предельные отклонения по толщине листов; Для листов повреждения углов; Поверхностная плотность; Отклонение от прямоугольности; Предельные отклонения по ширине листов; Для листов повреждения продольных кромок.
- В п.7 "Краски масляные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Массовая доля летучего вещества; Степень перетира; Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2)°С; Расход Краски на однослойные покрытия; Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2)°С; Время высыхания однослойного, двухслойного покрытия краски при температуре (20_2)°С; Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246(или ВЗ-4)при температуре (20_0.5)°С; Массовая доля пленкообразующего вещества Укрывистость невысушенной пленки краски.
- В п.13 "Плитки керамические глазурованные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Кривизна лицевой поверхности; Твердость глазури по; Моосу; Разница между наибольшим и наименьшим размерами плиток одной партии по длине и ширине; Общее число дефектов на одной плитке; Толщина плиток; Разнотолщинность; Водопоглощение; Косоугольность; Термическая стойкость глазури; Предел прочности при изгибе; Рифления на монтажной стороне и так далее.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Таблицы 2 ГОСТ 10503-71 значения таких параметров как "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (200.5) °С; Степень перетира" определяются методом испытаний, в частности по ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости", ГОСТ 6589-74 "Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира прибором "Клин" (гриндометром)".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, подобные требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам в Форме 2, которые могут вводит участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком указано одно "Требуемое значение" к двум разным "Требуемым показателям" товара, то есть, Заказчик объединил две разные характеристики товара в графе "Требуемый показатель", а именно:
-п.3 "Олифа оксоль": Температура вспышки, воспламенения в открытом тигле 55 °С,
-п.7 "Краски масляные": Время высыхания однослойного, двухслойного покрытия краски при температуре (202)°С: 24 час,
-п.12 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией": Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе в режиме перегрузки: 30.51 А; Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе при нормальном режиме работы и при100%-ном коэффициенте нагрузки при переменном токе 27 А; Допустимые токи одно-и трехсекундного короткого замыкания кабелей 0.21 кА; Допустимая температура нагрева жил кабеля: по условию невозгорания при коротком замыкании, длительно допустимая: < 50 %.
Также Заказчиком в Форме 2 указаны требования к товарам используемым при выполнении работ, таким как: п.2 "Растворы строительные":
-Марка по подвижности растворных смесей: Пк1; Пк2; Пк3, Пк4,
-Основное назначение: штукатурные, облицовочные,
-Заполнители: песок для строительных работ; песок из шлаков тепловых электростанций; песок из шлаков черной металлургии; пористые пески, золы-уноса %, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" марку по подвижности растворных смесей Пк1 не предоставляется возможным указать для штукатурного и облицовочного назначения, а также для заполнителя отсутствует единица измерения в виде "%".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанным образом, а также на основании каких нормативных документов и государственных стандартов указаны вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, которые изменяют ее суть, что может вводить участников закупки в заблуждение, а именно: "разъяснение положений документации об электронном аукционе от 07.02.2017 NРД1 в ответе на который опубликовал дополнительный требования к товарам, такие как ГОСТ 530-2012, ГОСТ 190-78, ГОСТ 19111-2001, 31996-2012, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 3916.1-96, ГОСТ 9941-81, ГОСТ 30245-2003, ГОСТ 14918-80"; "разъяснение положений документации об электронном аукционе от 07.02.2017 NРД1 установленные Заказчиком противоречивые требования в отношении правил Инструкции в Разъяснении, не позволяют определить соответствие закупаемого товара и не позволяют сформировать заявку на участие в данном аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе"; "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 07.02.2017 NРД1 согласно Инструкции, товары должны соответствовать рекомендуемым нормативным документам, в то время как согласно Разъяснениям, не должны соответствовать рекомендуемым нормативным документам".
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе даны разъяснения положений документации которые изменяют суть положений аукционной документации.
3. Также Заказчиком в Форме 2 указаны требования к товарам используемым при выполнении работ, таким как:
- п. 20 "сталь листовая, оцинкованная" - Толщина листа 0,5 мм,
- п.3 "Смеси сухие для заполнения швов между плитками" Максимальная крупность заполнителя: До 1.0 мм,
- п.5 "Листы гипсокартонные" - Поверхностная плотность: 14.0 кг/м2,
- п.10 "Доводчик дверной" - Масса доводчика: До 2.50 кг, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно инструкции по заполнению указано следующее: "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", таким образом Заявителю не понятно, каким образом применять данное правило к вышеуказанным значениям, так как в одном случае Заказчик указывает десятичные дроби через знак "." (точка), а в другом через знак "," (запятая).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования указаны в соответствии с требованиями государственных стандартов, что также позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика, а также сформировать первую часть заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, а также каким образом вышеуказанные требования аукционной документации вводят Заявителя в заблуждение и нарушают его законные права и интересы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щеулина А.А. на действия АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОПАХОРСКОЕ обоснованной в части установления в аукционной документации избыточных, неправомерных требований к используемым при выполнении работ товарам, а также в ответе на запросы разъяснений положений аукционной документации, которые изменяют ее суть.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "Гермес" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-1555/77-17 от 14.02.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
Исп.: Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 февраля 2017 г. N 2-57-1543/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017