Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 февраля 2017 г. N 05-32-17
резолютивная часть решения объявлена 15.02.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 17.02.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей сторон:
от заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности N18/01-32 от 14.02.2017 г.,
от заявителя - ООО "Охранное предприятие "Сармат" по доверенности N 1 от 14.02.2017 г.,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304100011016000022 "Обеспечение пропускного режима и охрана имущества расположенного в помещениях (зданиях) и на прилегающей территории объектов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОП "Сармат" на действия заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике при проведении электронного аукциона "Обеспечение пропускного режима и охрана имущества расположенного в помещениях (зданиях) и на прилегающей территории объектов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике".
Из жалобы следует, что в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе заявка заявителя была отклонена от участия в аукционе со ссылкой на часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным к техническим характеристикам товаров, указанных в техническом задании документации об аукционе. Заявитель считает основание для отказа в допуске к участию в аукционе неправомерным, так как, предметом закупки является оказание услуги, а не поставка товара.
Заявитель просит отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, повторно провести процедуру рассмотрения заявок, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы, состоявшемся 15 февраля 2017 года представитель заявителя поводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель заказчика пояснил, что комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, заявка заявителя не соответствовала требованиям документации об аукционе, в связи с чем и была отклонена.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
I. В единой информационной системе в сфере закупок 27 января 2017 года было размещено извещение N0304100011016000022 о проведении электронного аукциона "Обеспечение пропускного режима и охрана имущества расположенного в помещениях (зданиях) и на прилегающей территории объектов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 846 200,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 03.02.2017 18:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 03.02.2017; дата проведения аукциона в электронной форме - 06.02.2017.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.02.2017 г., на участие в аукционе было подано пять заявок, решением единой комиссии четырем участникам закупки было отказано в допуске к участию в аукционе, аукцион признан несостоявшимся.
Основанием отказа заявки с порядковым номером "10" (ООО "ОП "Сармат") в допуске к участию в электронном аукционе указан пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе - в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным к техническим характеристикам товаров, указанных в разделе IV технического задания документации об аукционе. В первой части заявки участником предложено для оказания услуг поставить специальные средства: "наручники "БР-С" производство ООО "АКМЕ ГРУПП"". Заказчиком установлено требование к товару "Наручники отечественного производства "БР-С"; "БОС"; "БР-С2", "БКС-1"". Согласно инструкции по заполнению заявки, заказчик установил требование о необходимости поставки наручников отечественного производства 3-х типов: "БР-С" и "БОС", а также 3-го типа из предложенных заказчиком "БР-С2" или "БКС-1", разделенных между собой запятой. Также в первой части заявки участником предложено для оказания услуг поставить специальные средства: "Палка резиновая "ПР-73-М" производство ООО "Форнел". Заказчиком установлено требование к товару "Палка резиновая отечественного производства "ПР-73-М"; "ПР-Т"; "ПР-К", "ПУС-1", "ПУС-2", "ПУС-3"". Согласно инструкции по заполнению заявки, заказчик установил требование о необходимости поставки палок резиновых отечественного производства 3-х типов: "ПР-73-М" и "ПР-Т", а также 3-го типа из предложенных Заказчиком, "ПР-К" или "ПУС-1" или "ПУС-2" или "ПУС-3", разделенных между собой запятой.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как указано в части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Заказчиком в документации об аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар), согласно которому первая часть заявки должна содержать:
а) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
б) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В техническом задании заказчиком установлены требования к оказываемым услугам, в частности, указаны объекты, перечень услуг по обеспечению пропускного режима и охране имущества, установлены требования к объемам оказываемых услуг, требования к качеству оборудования и специальных средств, требования к качеству оказания услуг. При описании требований к качеству оказания услуг, заказчиком установлено, что исполнитель обязан для оказания услуг поставить специальные средства (товар):
- Шлем защитный отечественного производства. Класс защиты: 1 - 3;
- Жилет защитный отечественного производства. Класс защиты: 1 - 5;
- Наручники отечественного производства "БР-С"; "БОС"; "БР-С2", "БКС-1";
- Палка резиновая отечественного производства "ПР-73-М"; "ПР-Т"; "ПР-К", "ПУС-1", "ПУС-2", "ПУС-3".
Документация об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, согласно которой, перечисление характеристик (показателей) материала, являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, через запятую означает необходимость конкретизировать данные характеристики (показатели). При указании в требованиях к материалам показателей эквивалентности с использованием соединительного союза "и" или точка с запятой, участник предлагает товар, сочетающий в себе оба показателя, соединенных данным союзом (не исключая при этом выбор характеристик (показателей) между характеристиками (показателями) предшествующими такому соединительному союзу и последующими за ним).
В своей заявке участник закупки (ООО "ОП "Сармат"") сообщает о согласии оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе. Обязуется для оказания услуг поставить специальные средства:
- шлем защитный "СШ-68-м", ООО "СпецТехКонсалтинг". Класс защиты: 3.
- жилет защитный "Шилд 4У-4У", ООО "СпецТехКонсалтинг". Класс защиты: 4.
- наручники "БР-С", ООО "Акме Групп".
- палка резиновая "ПР-73-М", ООО "Форнел".
Заявка участника закупки по позициям "наручники" и "палка резиновая" не соответствует требованиям, предусмотренные документацией об аукционе.
Учитывая, что единая комиссия проверяет первые части заявок на соответствие требованиям установленными в документации об аукционе, решение единой комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки, заявка которого не соответствует требованиям документации об аукционе, признается Комиссией правомерным.
II. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Согласно документации об аукционе, объектом закупки является оказание услуг по обеспечению пропускного режима и охране имущества, расположенного в помещениях (зданиях) и на прилегающей территории объектов заказчика.
Из документации об аукционе следует, что начальная (максимальная) цена контракта определялась и обосновывалась из стоимости услуг в день, и в зависимости от срока оказания услуг. При этом стоимость товаров (специальных средств), используемых при оказании услуг, в цену контракта не входит. Следовательно, товар (специальные средства), используемый участником закупки при оказании данных услуг, заказчик не приобретает. Специальные средства, используемые участником закупки при оказании услуг, являются собственностью участника закупки. Заказчик по данному контракту оплачивает оказываемые услуги, следовательно, требования вправе устанавливать к услугам, а не к средствам, используемым участником закупки при оказании таких услуг.
Таким образом, требование к содержанию первой части заявки должно быть установлено в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которому первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Установление заказчиком требований к поставке специальных средств для оказания услуг, не являющихся предметом закупки, повлекло за собой отклонение заявок четырех участников закупки от участия в электронном аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
III. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из документации об аукционе, предметом закупки является оказание услуг по обеспечению пропускного режима и охране имущества.
В соответствии с подпунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности, в том числе, по вопросам лицензирования такой деятельности регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
Статьей 3 Закона N2487-1 предусмотрено, что в целях охраны разрешается предоставление видов услуг, в том числе, услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 указанного Закона.
Таким образом, для оказания услуг являющихся предметом закупки необходимо наличие действующей лицензии для осуществления частной охранной деятельности.
Между тем, в документации об аукционе не установлено требование к содержанию во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на оказание услуг, являющихся объектом закупки.
IV. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Кабардино-Балкарское УФАС России 11 января 2017 года поступила жалоба ООО "ЧОО "Вектор плюс" на действия единой комиссии заказчика при проведении электронного аукциона "Обеспечение пропускного режима и охрана имущества расположенного в помещениях (зданиях) и на прилегающей территории объектов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике".
17 января 2017 года Комиссия, рассмотрев жалобу, признала в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения выражались в установлении неправомерных требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе; отсутствии требований к содержанию второй части заявки на участие в аукционе; описанию объекта закупки не соответствующему положениям статьи 33 Закона о контрактной системе; установление единых требований к участникам закупки с нарушением положений статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 17.01.2017 г. по делу N05-07/17 принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЧОО "Вектор плюс", заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в соответствии с которым заказчику предписано внести изменения в документацию об аукционе с учетом решения от 17.01.2017 г. по делу N05-07/17, а именно:
- требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе установить в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;
- установить в документации об аукционе требование к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе;
- исключить требование о правомочности участника закупки заключать контракт;
- установить требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- исключить из технического задания документации об аукционе требования к техническим характеристикам специальных средств, используемых для оказания услуг, являющихся объектом закупки;
- требования к специальным средствам установить с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587.
Срок исполнения предписания - 30.01.2017 г.
30 января 2017 года в адрес Управления поступило письмо от заказчика (исх. N352/01-29 от 30.01.2017 г.) с информацией об исполнении всех пунктов предписания по делу N 05-07/17.
В результате проведения внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком не устранено нарушение Закона о контрактной системе в части установления неправомерных требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе и не исполнено предписание от 17.01.2017 по делу N 05-07/17, что нарушает пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОП "Сармат" не обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N05-32/17 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 февраля 2017 г. N 05-32-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2017