Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 февраля 2017 г. N 05-38/17
резолютивная часть решения объявлена 21.02.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 22.02.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии заявителя - Индивидуального предпринимателя (далее - заявитель, ИП), заказчика - Следственное управление Следственного комитета РФ по КБР (далее - заказчик) и оператора электронно-торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор ЭТП уполномоченный орган), уведомленных о месте, времени и дате рассмотрения,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0304100006217000003 "Оказание услуг по управлению автомобильным транспортом СУ СК России по КБР" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями, выразившихся в сокращении срока подачи заявок, в нарушении срока проведения аукциона, а также в отсутствии обязательных единых требований к участникам закупки и обязательных условий в проекте контракта. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку, аннулировать результаты аукциона, привлечь к ответственности и провести внеплановую проверку.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, а также проведя внеплановую проверку на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.02.2017 г. 11:35 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru) была размещена закупка N0304100006217000003 "Оказание услуг по управлению автомобильным транспортом СУ СК России по КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 3 774 865,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 08.02.2017 г. 11:35; Дата и время окончания подачи заявок - 15.02.2017 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 15.02.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 17.02.2017 г. 11:02; Размер обеспечения заявок - 37 748,65; Размер обеспечения исполнения контракта - 188 743,25; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с даты заключения муниципального контракта до 31 декабря 2017 г.
Довод жалобы касаемо сокращения срока подачи заявок нашел свое подтверждение в силу следующего.
В силу ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Положениями ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Порядок исчисления сроков устанавливается положениями главы 11 ГК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 03.07.2015 г. NД28и-1953.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч.1 ст.194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Пунктом 3 раздела I документации об аукционе предусмотрено дата и время окончания подачи заявок - 15.02.2017 г. 09:00, в извещении предусмотрено начальная (максимальная) цена контракта 3 774 865,00, дата и время начала подачи заявок - 08.02.2017 г. 11:35, дата и время окончания подачи заявок - 15.02.2017 г. 09:00, что составляет менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно п.3 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона о контрактной системе, указываются дата проведения аукциона в соответствии с ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе. В случае, если дата проведения аукциона приходится на нерабочий день, день проведения аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать информацию о дате проведения аукциона в соответствии с ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе (п.5 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Извещением и документацией об аукционе предусмотрена дата окончания подачи заявок - 15.02.2017 г. и дата проведения аукциона в электронной форме 17.02.2017 г.
Таким образом, дата проведения аукциона, установленная в извещении и документации об аукционе противоречит положению ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе, так как, днем проведения электронного аукциона является рабочий день (20.02.2017 г.), следующий после истечения двух дней (16.02.2017 г.-17.02.2017 г., выходные нерабочие дни - 18.02.2017 г.-19.02.2017 г.) с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе (15.02.2017 г.).
Как указано в п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в ст.31 ФЗ N44-ФЗ к единым требованиям к участникам закупки (ст.31 Закона о контрактной системе) внесены изменения и дополнения, в частности:
-п.7 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе изложен в следующей редакции - при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст.289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
-ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе дополнена п.7.1, которая гласит - при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Документация об аукционе (п.2 и 13) не содержит требования к участникам закупки и требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе согласно действующей редакции Закона о контрактной системе (ст.31 и 64).
Изменения в ст.31 Закона о контрактной системе вступили в силу 09.01.2017 г., извещение и документация размещены в ЕИС 08.02.2017 г., т.е. после вступления в силу изменений.
Согласно ч.4 ст.64 Закона контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Так, ст.34 Закона о контрактной системе регламентированы положения касаемо контракта. Обязательные условия, подлежащие включению в контракт согласно ст.34 Закона о контрактной системе, это: существенные условия; условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту; условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги; условия о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги; условия о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.5,8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 4 и 5 Правил предусмотрены размеры штрафа в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке, для поставщика (подрядчика, исполнителя) 10 и 5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет до 3 млн.руб. и от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. соответственно и для заказчика 2,5 и 2 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет до 3 млн. руб. и от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. соответственно.
Проект контракта в п.7.3 и 7.4 содержит проценты штрафов, но не содержит размеры штрафа в виде фиксированной суммы.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, доводы заявителя, приведенные в жалобе обоснованны и действия заказчика нарушают ч.3 ст.7, п.7 и 7.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.63, п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64 ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава нарушения ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя П обоснованной.
2.Признать в действиях Следственного управления Следственного комитета РФ по КБР нарушение ч.3 ст.7, п.7 и 7.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.63, п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64 ч.3 ст.68 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Следственному управлению Следственного комитета РФ по КБР, единой комиссии Следственного управления Следственного комитета РФ по КБР, АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 февраля 2017 г. N 05-38/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2017