Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 февраля 2017 г. N 158-вп/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста- эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Общественной палаты Российской Федерации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей(извещение N 0169200000116000137) (далее - конкурс), в присутствии:
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности N 4-ю от 16.02.2017;
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности N 3-ю от 16.02.2017;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 02.08.2016 поступило обращение Общественной палаты РФ о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемого конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 1 - 5 559 692 рубля 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2 - 4 096 071 рубль 00 копеек.
По состоянию на 16.02.2017 по результатам конкурса по лоту N 1 контракт заключен с МБУ "Отдых" г. Магнитогорска по цене 5 436 396 рублей 00 копеек. По лоту N 2 контракт заключен с ООО "Ильмены" по цене 3 931 830 рублей 00 копеек.
Согласно доводам, изложенным в обращении, Заявитель считает, что Заказчиком неверно выбран способ осуществления закупки, поскольку в извещении о проведении конкурса указан неверный код ОКПД2, который позволяет провести конкурс и не включен в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Распоряжение N 471-р).По мнению Заявителя, Заказчику необходимо было указать в извещении ОКПД2 55.30.12 "Услуги стоянок для передвижных дач и жилых автоприцепов", который включен в Распоряжение N 471-р и предполагает обязанность Заказчика провести электронный аукцион.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что указанный Заказчиком код выбран в соответствии с действующим законодательством, поскольку при исполнении контрактов оказываются именно санаторно-курортные услуги.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением N 471-р.
Распоряжение N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)(далее - Перечень).
Код ОКПД2 55.30.12 "Услуги стоянок для передвижных дач и жилых автоприцепов" включен в указанный перечень, следовательно, закупка по данному коду должна производится путем проведения электронного аукциона.
Как видно из конкурсной документации, Заказчик при проведении закупки установил код 86.90.19.140 "Услуги санаторно-курортных организаций".
Понятие "санаторно-курортное лечение" закреплено в решении коллегии Министерства Здравоохранения РФ от 23.11.2008 г. N 11 "О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации". Под санаторно-курортным лечением подразумевается медицинская помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов, в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях.
Предметом указанного конкурса является оказание услуг по организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей.
При этом, в Приложении N 1 "Наименование и описание объекта закупки" указано, что в рамках исполнения контракта Исполнителем проводятся оздоровительные и закаливающие процедуры, оказываются медицинские услуги.
Оказание указанных услуг соответствует понятию "санаторно-курортное лечение", следовательно, Заказчиком правомерно установлен код ОКПД 2 86.90.19.140 "Услуги санаторно-курортных организаций".
Код ОКПД2 55.30.12 "Услуги стоянок для передвижных дач и жилых автоприцепов" не соответствует объекту закупки, поскольку согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности указанный код включает в себя услуги по предоставлению жилья для ночлега, совмещенные с услугами по обеспечению питанием и услугами отдыха или обучения, предоставляемыми в одном комплекте в лагерях для взрослых, молодежи или детей, которым выставляется общая плата со всеми начислениями. Данный вид услуг не включает в себя оказание медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях.
Таким образом, Заказчиком при размещении извещения о проведении конкурса верно определен код ОКПД 2 86.90.19.140 "Услуги санаторно-курортных организаций", который соответствует объекту закупки, следовательно доводы обращения не нашли своего подтверждения.
Проведя внеплановую проверку, комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии (далее - Закон о лицензировании). Пунктом 46 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 24 письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.11.2011 N18-2/10/1-7164 организация оказания медицинской помощи детям в лагерях возлагается на лагерь. Право на ведение медицинской деятельности возникает у лагеря с момента получения им лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальности "педиатрия" либо при наличии договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность.
При этом, как следует из письма Министерства здравоохранения Челябинской области N01/8664 от 03.11.2016, в случае, если медицинские услуги оказываются медицинской организацией, заключившей с победителем конкурса договор на предоставление соответствующих услуг, то такой медицинской организации необходимо получить лицензию на оказание медицинских услугпо месту оздоровления и организации отдыха детей.
В приложении N 1 к документации "Наименование и описание объекта закупки" Заказчик указал, что на момент подписания государственного контракта необходимо представить действующую лицензию на медицинскую деятельность (педиатрия, сестринское дело) или договор с учреждением здравоохранения (медицинской организацией), имеющим лицензию на медицинскую деятельность (педиатрия, сестринское дело в педиатрии), на предоставление медицинских услуг детям, находящимся в загородном лагере.
Вместе с тем, требование о наличии лицензии на предоставление медицинских услуг должно быть предъявлено к участникам конкурса на момент объявления конкурса в силу пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как видно из извещения и документации об осуществлении закупки, Заказчик в пункте "Требования к участникам" не установил требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у лагеря либо наличие договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность по месту оказания услуг, что приводит к нарушению пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, как следует из содержания части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника открытого конкурса документы и информацию, не предусмотренную частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе
2.1. Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Исходя из совокупности указанных норм следует, что участники закупки не должны предоставлять во второй части заявки какие-либо документы, подтверждающие их соответствие пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как видно из аукционной документации, Заказчик в подпункте "д" пункта 1 части 18 Информационной карты документации об электронном аукционе установил требование, согласно которому участники закупки во второй части заявки должны представить декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Кроме того, Заказчик в "форме заявки" указал, что участник закупки должен представить декларацию, в которой указано, что участник закупки соответствует требованию, предусмотренному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 10 части 1 статьи 31, части 5 статьи 51, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2.2. Согласно подпункту "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов.
Заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) установлен запрет на выполнение работ и оказание (услуг) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Как видно из аукционной документации, Заказчик в подпункте "д" пункта 1 части 18 Информационной карты документации об электронном аукционе установил требование, согласно которому участники закупки во второй части заявки должны представить декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным Постановлением N 1457.
Вместе с тем, согласно письму Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016, действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
Таким образом, Заказчик в нарушение части 5 статьи 51, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик требовал от участников закупки предоставление документов о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, которые не предусмотрены законодательством о контрактной системе.
2.3 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участнику закупки должно предъявляться требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у лагеря либо наличие договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность.
Как видно из аукционной документации, Заказчик не установил в документации о проведении конкурса требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе в протоколе вскрытия конвертов с заявками указывается информация о наличии информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией.
Заказчик в части 18 Информационной карты установил требование о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным Постановлением N 1457, а также декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с тем, информация о наличии (отсутствии) указанных документов не отражена в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, что является нарушением части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Иными словами, заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, действовавшем в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как видно из пункта 16 Информационной карты к документации, Заказчик установил требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о контрактной системе на основании части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, часть 21 статьи 112 Закона о контрактной системе подлежит применению в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе, то есть до 01.01.2016.
Таким образом, Заказчик неправомерно установил в документации требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков на основании части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе, поскольку положения указанной нормы могли применяться до 01.01.2016. Указанные действия Заказчика повлекли нарушение части 6 статьи 31, части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 10 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, пункта "г" пункта 1 части 2, части 5 статьи 51, части 6 статьи 52, части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, в связи с тем, что по результатам проведения конкурса контракт заключен.
3.Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии К.А. Долгополова
А.Ф. Яныбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 февраля 2017 г. N 158-вп/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2017