Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 февраля 2017 г. N 29-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Сердюкова А.Б. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Администрации муниципального образования "Самосдельский сельсовет" Соляновой Ларисы Олеговны (доверенность N2 от 16.02.2017), в отсутствие Ласточкина Олега Сергеевича (надлежащим образом уведомлен), рассмотрев жалобу Ласточкина Олега Сергеевича (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Самосдельский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001) (далее - электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.02.2017 поступила жалоба Ласточкина Олега Сергеевича (далее также - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Самосдельский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001) (далее также - Аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, поскольку содержит избыточные требования к товарам, использование которых необходимо при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения Аукциона, установила, что 31.12.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 21 293 000,00 руб. и документация о нем. В последующем, в данные документы Заказчиком были внесены изменения, последнее из которых - 15.02.2017.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении электронного аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений в редакции, размещенной на официальном сайте 08.02.2017 (данная редакция является предметом жалобы).
По результатам внеплановой проверки Комиссия приходит к следующим выводам.
I. В пункте 1.5.2 документации об Аукционе заказчик установил следующее требование к участникам аукциона:
"Наличие допуска к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и требуют Свидетельства СРО о допуске к определённому виду работ:
10. Монтаж металлических конструкций.
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждений конструкций зданий и сооружений.
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
12.8. Антисептирование деревянных конструкций.
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
Или в случае если частник предполагает наем соисполнителей:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемых застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с правом по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не менее НМЦК".
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчикам запрещено устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Как следует из Перечня, к группе видов работ N 33 относятся работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В группу работ N 33 включены виды работ N 33.1-33.13. Группа работ N 33, что усматривается из анализа структуры Перечня, объединяет включенные в нее виды работ применительно к объектам, в отношении которых такие работы выполняются.
Таким образом, в зависимости от отраслевой принадлежности объекта, по которому выполняются работы, и его функционально-технологических характеристик в группе работ N 33 Перечня выделено ограниченное количество видов работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В рассматриваемом случае Заказчик установил требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске ко всем видам работ, включенных в группу N 33 Перечня (необходимые виды работ не конкретизированы Заказчиком).
Устанавливая в документации об Аукционе такое требование, Заказчик тем самым устанавливает требования к участникам закупки, которые не обусловлены выполнением работ, являющихся объектом Аукциона и которые могут повлечь ограничение доступа к участию в Аукционе ввиду отсутствия у участников закупки не предусмотренного законом документа, что является нарушением прав участников закупки и не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
II. Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
Исходя из содержания технического задания аукционной документации, а также полного локального сметного расчета, размещенного на официальном сайте вместе с данной документацией, участникам закупки при выполнении работ надлежит использовать товар (многочисленные строительные материалы и оборудование).
Заказчик же, несмотря на данное обстоятельство, в пункте 21 "Требование к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по её заполнению" части 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации указал, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать исключительно согласие участника на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Таким образом, Заказчик сформулировал в документации об Аукционе требование к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, не отвечающее вышеуказанным нормам Закона о контрактной системе.
Такие действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
III. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Требования к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе определены Заказчиком в пункте 21 "Требование к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по её заполнению" части 2 "Информационная карта аукциона".
Однако данный пункт не содержит перечень документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, Заказчиком указано, что в составе второй части заявки на участие в Аукционе должна быть "копия свидетельства о допуске к строительным работам (строительный допуск) позволяет осуществлять виды работы в области строительства, капитального ремонта, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Между тем, из данного требования не возможно установить, свидетельство о допуске к каким именно работам должно быть в составе заявки, поскольку отсутствует указание как на группы, так и на виды работ, входящих в Перечень.
То обстоятельство, что Заказчик указал часть видов таких работ в качестве требования к участникам закупки, Комиссия признает недостаточным для соблюдения предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе обязанности по установлению требований к содержанию заявки. Заказчики обязаны соблюдать требования Закона о контрактной системе, предъявляемые не только к содержанию, но и к логической структуре документации о закупке, в противном случае может быть допущено не однозначное восприятие положений документации участниками закупки, что, в свою очередь, может повлечь неправильное оформление аукционных заявок и, как следствие, признание их несоответствующими документации. К тому же, как было указано выше, требования к участникам закупки сформулированы Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе.
Описанные действия Заказчика также нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
IV. Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе являются существенными, затрагивают формирование субъектного состава закупки, в связи с чем подлежат устранению на основании предписания.
V. В рассматриваемой жалобе указано, что приложение к аукционной документации содержит явно избыточные требования к материалам, и что большинство установленных показателей материалов можно определить только после проведения соответствующих испытаний. Например, для ацетилена газообразного технического установлены требования к объемной доле фосфористого водорода и сероводорода; для гипсовых вяжущих установлены требования к пределу прочности при сжатии, объемному расширению, содержанию гипса, максимальному остатку на сите и т.д.
Комиссия соглашается с данным доводом подателя жалобы.
Действительно, вместе с аукционной документацией и в качестве ее приложения Заказчиком на официальном сайте 08.02.2017 размещен файл "Приложение", содержащий требования к используемым при выполнении работ товарам.
31.12.2016 Заказчиком этот же файл размещался вместе с первоначальной редакцией аукционной документации как ее приложение.
Решением комиссии Астраханского УФАС России от 17.01.2017 N13-РЗ-04-17 требования к товарам, содержащимся в приложении к документации об Аукционе в редакции от 31.12.2016, признаны избыточными, влекущими ограничение количества участников закупки и нарушающими части 1 и 2 статьи 33 во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Заказчику было выдано предписание от 17.01.2017 N13-РЗ-04-17 об устранении данного нарушения.
Устраняя допущенное нарушение, Заказчик полностью исключил из документации об Аукционе требование о включении участниками закупки в первую часть заявки сведений о товаре, разместив при этом заново файл "Приложение" в прежней редакции, тогда как следовало исключить из описания товара избыточные требования, указанные в решении комиссии Астраханского УФАС России от 17.01.2017 N13-РЗ-04-17.
На момент принятия настоящего решения аукционная документация в редакции от 08.02.2017 вместе с файлом "Приложение" признана Заказчиком недействующей, что видно из содержания вкладки "ДОКУМЕНТЫ ЗАКУПКИ" раздела "ИЗВЕЩЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЯ ИЗВЕЩЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА, ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА".
Однако в период с 08.02.2017 по 15.02.2017 на официальном сайте была размещена и действовала редакция документации об аукционе, не содержащая надлежащим образом сформулированных требований к товарам, использование которых необходимо для выполнения работ, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, который предписывает заказчику включать в документацию наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 этого закона.
Такие действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ласточкина Олега Сергеевича (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Самосдельский Сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Самосдельский Сельсовет" нарушившим части 6 статьи 31, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001).
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Самосдельский Сельсовет" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.Б. Сердюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 февраля 2017 г. N 29-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2017