Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 февраля 2017 г. N 06-109/17т
изготовлено в полном объеме 17 февраля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также -Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Эском Краснодар" (далее также -ООО "Эском Краснодар", Общество, заявитель):не явились, извещены надлежащим образом;
от государственных заказчиков(далее по тексту - государственные заказчики):
ГБУ РС (Я) "ЯКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА":не явились, представлено письменное пояснение;
ГБУ РС (Я) "ВИЛЮЙСКАЯ ЦРБ ИМ. П.А. ПЕТРОВА": не явились, представлено письменное пояснение и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
ГБУ РС (Я) "МИРНИНСКАЯ ЦРБ": не явились, извещены надлежащим образом;
ГБУ РС (Я) "АЛЛАИХОВСКАЯ ЦРБ": не явились, извещены надлежащим образом;
ГБУ РС (Я) "НЮРБИНСКАЯ ЦРБ": не явились, представлено письменное пояснение;
ГБУ РС (Я) "НИЖНЕ - КУРАНАХСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА": не явились, представлено письменное пояснение;
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия):Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "Эском - Краснодар" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Цитиколин) (извещение N 0116200007916010626),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
07 февраля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Эском - Краснодар" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Цитиколин)(извещение N 0116200007916010626).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 февраля 2017 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобыООО "Эском Краснодар" следует, чтозаявителем обжалуется отказ в допуске к участию в электронном аукционе (порядковый номер заявки 4).
С данным решением заявитель не согласен, считают, что заявки была оформлена и составлена в соответствии с требованиями, установленными в аукционной документации.
Вместе с тем, заявитель ссылается на письмо ФАС РоссииN АК/28644/15 от 09.06.2015 г. о том, что наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе предъявление требований к температурному режиму хранения лекарственных препаратов.
Кроме того, обычные условия хранения лекарственных препаратов ЛПУ уровня заказчиков не предполагают наличия специальных условий для хранения лекарственных препаратов в помещениях с температурой выше 25 ° С, то есть хранение будет осуществляться в интервале от 15 ° С до 25 ° С, в соответствии с Общей Фармакопейной статьей "ОФС.1.1.0010.15 Хранение лекарственных средств", утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Письмом от 23 сентября 2016 г. N РП/65863/16 ФАС России разъясняет, что при закупках лекарственных препаратов в технической части документации при описании объекта закупки должен указываться предмет закупки, а именно: международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного препарата, дозировка, лекарственная форма, способ введения, количество.
Просят отменить протокол рассмотрения первых частей заявок, обязать аукционную комиссию рассмотреть заявки повторно.
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссииуполномоченного органа выразила свое несогласие с жалобой заявителя, указывает, что заявителем предлагаемый товар не соответствует по параметру "Условия хранения: при температуре до +30С", в заявке Общества по данному параметру указан показатель "до +25С", что не соответствует требованиям аукционной документации.
Также в части обжалования положений аукционной документа указывает, чтоистек срок обжалования таких положений в части установления требований к поставляемому товару (лекарственного средства), кроме того, заявитель подал заявку на участие в электронном аукционе, чем выразил свое согласие с условиями и требованиями аукционной документации, также не направлял запросов о разъяснении положений аукционной документации.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия,заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.12.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 365 708,80 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поданы четыре заявки от участников закупки; решением аукционной комиссии к участию допущен один участник закупки;
5) электронный аукцион признан несостоявшимся;
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Эском Краснодар" необоснованной.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007916010626 - 1 от 26.01.2017 г. решением аукционной комиссии участникузакупки N 4 (ООО "Эском Краснодар") отказано в допуске к участию в закупке на основании следующего: "Не допустить участника закупок на основании п. 2 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием информации по части 2. Описание объекта закупки документации об электронном аукционе. Положения заявки по позициям 1 и 2 "Условия хранения: при температуре до +25°С" не соответствуют требованиям, установленным в документации об электронном аукционе".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям(часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что установление требований к поставляемому товару - прерогатива Заказчика.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям. Более того, Закон о контрактной системе в принципе не содержит положений, которые бы обязывали Заказчика устанавливать требовании к поставляемым товарам таким образом, чтобы им отвечало максимальное количество наименований какой бы то ни было продукции/товара.
Таким образом, указанные положения норм Закона о контрактной системе устанавливают, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, являющихся значимыми для заказчика.
Предметом данного электронного аукциона является поставкатовара (лекарственных средств (Цитиколин).
В части 2 "Описание объекта закупки"аукционной документации установлены требования к поставляемому товару, в том числе требование к температурному режиму хранения лекарственного средства "Условия хранения: при температуре до +30°С".
Материалами установлено, что участником закупки ООО "Эском Краснодар" по данному параметру представлен следующий показатель "Условия хранения: при температуре до +25 АС".
Следовательно, участником закупки представлен в первой части заявки показатель не соответствующий требованиям аукционной документации по вышеуказанному параметру.
Согласно чч. 1, 3 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Эском Краснодар", поскольку в составе первой части заявки заявителями предоставлена не соответствующая информация, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе требованиям, установленным в положениях аукционной документации.
При изложенных обстоятельствах рассматриваемого делажалоба ООО "Эском Краснодар" об обжалования допуска к участию в электронном аукционе, подлежит признанию необоснованной.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает следующее.
В своей жалобе заявитель также обжалует положения аукционной документации.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями документации об открытом аукционе в электронной форме, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истек 24 января 2017 года, между тем, жалоба ООО "Эском Краснодар" в антимонопольный орган поступила 07 февраля 2017 года.
Части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе корреспондирует норма пункта 1 части 3 статьи 66, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия электронного аукциона, в том числе, требования заказчика к поставляемому товару, для него понятны и приемлемы.
Положение части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников закупки.
Кроме того, часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусматривает право участников закупки направлять в адрес заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в случае неясности ее положений, или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников закупки, чем, заявитель не воспользовался.
Таким образом, Комиссия считает заявление ООО "Эском Краснодар", в части обжалования положений аукционной документации (требования к описанию объекта закупки) не подлежащим рассмотрению в связи с истечением срока обжалования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобуООО "Эском Краснодар" на действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Цитиколин) (извещение N 0116200007916010626)необоснованной.Довод в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению, в связи с истечением сроков обжалования согласно ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 февраля 2017 г. N 06-109/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2017