Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Романовой К.Е. - |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
Вагас М.А. -
Лыжина Д.А - |
старшего государственного инспектора отдела контроля в сфере закупок; начальника отдела контроля в сфере закупок; |
при участии:
- Егиной Светланы Юрьевны - представителя ООО СК "Город", по доверенности;
- Никитенко Екатерины Анатольевны - представителя ООО "Авангард-Авто", по доверенности;
- Щеглова Евгения Викторовича, Радченко Натальи Юрьевны - представителей Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области, по доверенностям,
рассмотрев дело N 318/З-2014, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона N 0239100000114000110 "Устройство системы кондиционирования помещений здания ОПФР по Кемеровской области", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п "б" п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 24.07. 2012 г. N 498
установила:
07.10.2014 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО СК "Город" (вх. N 3238э от 07.10.2014 г.) и ООО "Авангард-Авто" (вх. N 3218э от 07.10.2014 г.) на положения документации электронного аукциона N 0239100000114000110 "Устройство системы кондиционирования помещений здания ОПФР по Кемеровской области".
По мнению ООО СК "Город", в опубликованной документации имеется нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, а именно:
В разделе 17 Документации АЭ 99-14 содержится требование о соответствии участника электронного аукциона вышеуказанным требованиям, которое подтверждается наличием лицензии по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом N 5485-1 от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" и Постановлением Правительства РФ N 333 от 15 апреля 1995 г. "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
Считает заявленное требование необоснованным, так как аукцион является открытым, в случае если в составе работ имеются работы в связи, с проведением которых может быть открыт доступ к информации, составляющей государственную тайну, то заказчик должен выбрать один из закрытых способов проведения торгов. Заказчик же выбрал аукцион в электронной форме.
Кроме того, просит обратить внимание на то, что требуя наличие лицензии по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Заказчик не предъявляет требований по наличию допусков СРО на генподряд. Так организация может иметь допуски СРО на генподряд, но не иметь лицензии, в таком случае данная организация не может участвовать в данном аукционе, чем ограничивается конкуренция.
По мнению ООО "Авангард-Авто", документация аукциона размещена в формате "Рисунок TIFF (.tif)". Данный формат файлов не допускает совершать поиск и копирование произвольного фрагмента текста, копировать можно только весь текст целиком.
В соответствии с письмом от 30.06.2014 г. Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) "Разъяснение законодательства о контрактной системе" информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме"). Если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
На доводы жалоб заказчиком - Отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области принесен отзыв, в котором доводы жалобы ООО СК "Город" и ООО Авангард-Авто" расцениваются как необоснованные (более подробно доводы отзыва излагаются в письменном отзыве).
В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
22.09.2014 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ Заказчиком - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Кемеровской области было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0239100000114000110 на право заключения контракта на выполнение работ по устройству системы кондиционирования помещений здания ОПФР по Кемеровской области и аукционная документация.
В процессе рассмотрения доводов жалобы ООО СК "Город" Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности ее доводов по следующим основаниям:
В соответствии с пунктами 32, 33, 34, 44, 45, 46 50, 52, 54, 55, 57, 58, 62, 63, 65, Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 к сведениях, относящимся к государственной тайне отнесены:
- сведения, раскрывающие структурную организацию и показатели мобилизационного плана экономики Российской Федерации;
- сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций, а также раскрывающие планы, содержание или результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций;
- сведения о силах или средствах гражданской обороны;
- сведения о дислокации, предназначении, степени защищенности объектов административного управления.
Государственные учреждения системы Пенсионного фонда Российской Федерации является государственной организацией, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Кемеровское УФАС России считает, что положениями подпункта 1 пункта 17 аукционной документации правомерно предусматривается в качестве требования к участнику закупки о наличии лицензии по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Необходимость проведения взаимосвязанных работ по устройству системы кондиционирования в кабинетах NN 214 и 408, имеющих режимный характер в связи с размещением в них режимного объекта информатизации, а также во исполнение действующей инструкции по обеспечению режима секретности по Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 г. N 3-1. Согласно требованиям пункта 5.1 проекта государственного контакта устройство системы кондиционирования осуществляется в помещениях административного здания Отделения Пенсионного фонда Кемеровской области. Согласно требованиям пункта 6.1.11 проекта государственного контракта устройство системы кондиционирования должно быть увязано с основной деятельностью действующего предприятия. Согласно требованиям пункта 8.1. проекта государственного контракта в течение гарантийного срока 12 месяцев с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки системы участник закупки должен обеспечить круглосуточное реагирование (не более 3-х часов) на заявки Заказчика в случае сбоев в работе оборудования или его некорректной работы. При поступлении заявки от Заказчика (по телефону, факсу, электронной почте) Исполнитель обязан немедленно направить своих специалистов для устранения причин нарушений в работе оборудования. Из указанных положений аукционной документации Комиссия приходит к выводу об установлении Отделением Пенсионного фонда Кемеровской области требования при выполнении работ по установке системы кондиционирования и обязанности обслуживания элементов системы кондиционирования в случае поломки в помещениях, где установлен определенный законодательством режим допуска, а также в которых находятся документы для служебного пользования организации. Устанавливающей и (или) обслуживающей систему кондиционирования организации необходимо иметь лицензию на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, поскольку установка внутренних блоков и пультов к ним должна произведена быть сотрудником участника закупки, имеющего допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Кроме того, местонахождение отдельных режимных объектов, помещений Отделения Пенсионного фонда Кемеровской области являются сведениями, составляющими государственную тайну, что может являться дополнительным основанием для обоснованности установления требования в документации наличия у участника закупки лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Позиция Комиссии Кемеровского УФАС России подтверждается решением ФАС России от 10.01.2012 г. по делу N К-0004/12, которым признана необоснованной жалоба коммерческой организации, в которой оспаривались положения аукционной документации об установлении требований к предоставлению в составе заявки участников копии лицензии ФСБ России на осуществление работ в помещениях заказчика, имеющих статус режимных объектов с установлением в документации требований о наличии лицензии ФСБ на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну.
ООО СК "Город" ссылается на необходимость предъявления требования о наличии допуска СРО на генеральный подряд в связи с наличием в пункте 12 Таблицы перечня работ по изоляции трубопроводов изделиями из вспененного каучука, вспененного полиэтилена.
В соответствии с пунктом части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Основным принципом Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является соблюдение единообразных правил и требований применительно ко всем участникам размещения заказа на территории Российской Федерации.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Устройство системы кондиционирования не относятся к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, следовательно не требуют наличия допуска СРО на выполнение данного вида работ. Следовательно, установление требования наличия допуска СРО на выполнение работ по устройству системы кондиционирования будет нарушать положения части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при таковом установлении их заказчиком.
Доводы жалобы ООО СК "Город" признаны необоснованными.
В процессе рассмотрения доводов жалобы ООО "Авангард-Авто" Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности ее доводов по следующим основаниям:
Документация данного аукциона размещена в формате "Рисунок TIFF (.tif)". Как следует из демонстрации представителями заказчика в процессе рассмотрения данной жалобы на компьютерных системах возможно установление различного уровня программ, позволяющих использование функций в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей. Предоставленная представителями заказчика демонстрация работы с документацией позволила Комиссии Кемеровского УФАС России прийти к выводу о том, что данный формат файлов при наличии общераспространенных настроек позволяет совершать поиск и копирование произвольного фрагмента текста данной документации. Ссылка представителя ООО "Авангард-Авто" на возможность копирования только текста документации целиком в ходе рассмотрения жалобы не нашло своего подтверждения.
В соответствии с письмом от 30.06.2014 г. Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) "Разъяснение законодательства о контрактной системе" информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
В результате рассмотрения доводов жалобы ООО "Авангард-Авто" Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необоснованности ее доводов и об отсутствии нарушения требований части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 ФЗ N 44-ФЗ.
В результате проведения внеплановой проверки порядка проведения аукциона в электронной форме N 0239100000114000110 "Устройство системы кондиционирования помещений здания ОПФР по Кемеровской области" Комиссия Кемеровского УФАС выявила следующие нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки. В приложении N 4 к проекту государственного контракта содержится ссылка на неотъемлемую часть контракта - локальный сметный расчет. Представители заказчика в ходе данного рассмотрения не смогли пояснить функциональную принадлежность и состав информации, которая должна содержаться в указанном расчете, сослались на возможность ее составления только после определения победителя с конкретной ценой выполняемой работы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Согласно требованиям части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ N44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации). Все указанные критерии описания технических характеристик используемого товара участник закупки может произвести только при полном представлении об объеме работ и используемом материале при производстве работ в строгом соответствии, в том числе с неразмещенными в составе документации локальными сметными расчетами.
В пункте 13.2 проекта государственного контракта установлено в качестве его неотъемлемой части (приложения N 4 ) локальные сметы. Вместе с тем локальные сметы в составе аукционной документации и приложении к проекту государственного контракта на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ не опубликованы.
В связи с вышеизложенным Комиссией Кемеровского УФАС России
устанавливается нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки. Из указанных положений части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ следует необходимость совпадения в документации всех сведений, которые содержатся в извещении о проведении аукциона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона указывается дата и время окончания подачи заявок 08.10.2014 г. в 06:00 часов, тогда как в документации о проведении аукциона указывается время окончания подачи заявок 08.10.2014 г. в 04:00 часов (время московское). Данное несоответствие между положениями извещения и положениями аукционной документации носит противоречивый характер, ущемляет интересы потенциальных участников закупки в части наличия информации об окончательном сроке полдачи заявок.
В связи с вышеизложенным Комиссией Кемеровского УФАС России
устанавливается нарушение требований части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 5 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Положениями подпункта 1 пункта 17 аукционной документации предусматривается в качестве требования к участнику закупки наличие лицензии по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В положениях извещения о проведении аукциона в качестве требований к участникам закупки требование наличия лицензии по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не предусматривается.
В связи с вышеизложенным Комиссией Кемеровского УФАС России
устанавливается нарушение требований части 5 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Город" на действия заказчика - Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области при проведении электронного аукциона N 0239100000114000110 "Устройство системы кондиционирования помещений здания ОПФР по Кемеровской области" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Авангард-Авто" на действия заказчика - Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области при проведении электронного аукциона N 0239100000114000110 "Устройство системы кондиционирования помещений здания ОПФР по Кемеровской области" необоснованной.
2. Признать заказчика Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области нарушившим требования части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений требований законодательства.
4. Передать материалы дела N 318/З-2014 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии: Д.А. Лыжин
К.Е. Романова
М.А. Вагас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 14 октября 2014 г. N 318/З-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2014