Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 июля 2014 г. N РЗ-1117-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
рассмотрев материалы внеплановой проверки закупки путем проведения электронного аукциона N0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)" и действий Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения"Детский сад N 23 "Ягодка" (далее - МКДОУ д/с N 23 "Ягодка") по факту осуществления закупки N0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)"на соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России из финансового управления администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края поступили материалы содержащие информацию о нарушениях МКДОУ д/с N 23 "Ягодка" Закона о закупках, допущенных по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)".
Ставропольским УФАС России на основании приказа, в соответствии со статьёй 99 Закона о закупках была проведена внеплановая проверка закупки путем проведения электронного аукциона N 0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)" и действий МКДОУ д/с N 23 "Ягодка" по факту осуществления закупки N 0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)",на соответствие требованиям Закона о закупках.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:
МКДОУ д/с N 23 "Ягодка" в целях осуществления закупки путем проведения электронного аукциона была утверждена документация об аукционе в электронной форме "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)" (далее - Документация).
Данная документация не соответствуют нормам и требованиям Закона о закупках, а именно:
1. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о закупках заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 3 ст. 30 Закона о закупках).
В извещении о проведении электронного аукциона "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)" ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства не установлено. Так, в разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения указано, что преимущества "не установлены"; "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ): Ограничений нет".
При этом,в Документации указано, что "Принять участие в аукционе в электронной форме могут только субъекты малого предпринимательства", подпунктом 5 пункта 3.6 Документации установлено:"Вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства, а также документы, или копии документов, подтверждающие право участника закупки на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона".
Таким образом, Документация не соответствует требованиям ст. 30 и п. 4 ст. 42 Закона о закупках.
2. В порядке ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона о закупках).
Закупка N0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)"осуществленаМКДОУ д/с N 23 "Ягодка" путем проведения аукциона в электронной форме.
Из вышеизложенного следует, что требования, установленные в разделе 2 "Требования к участникам закупки" противоречат положениям ст. 31 Закона о закупках.
3. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта (п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках).
Как показала проверка, и анализ предоставленных документов в разделе 12 обеспечение исполнения контракта аукционной документации заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта, в том числе установлен такой способ обеспечения контракта как банковская гарантия.
Далее в документации указано, что обязательным приложением к банковской гарантии является заверенная надлежащим образом копия лицензии банка, выдавшего гарантию (п. 12.2 Документации).
Из вышеизложенного следует, что при заключении контракта, в случае если участник закупки (победитель аукциона) выбирает способ обеспечения исполнения контракта - банковская гарантия, то такой участник должен предоставить копию лицензии банка, выдавшего гарантию, что, по сути, является дополнительным требованием к участнику закупки, которое не предусмотрено Законом о закупках.
Более того, согласно требованиям части 1 статьи 45 Закона о закупках в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В свою очередь участник закупки не обязан прикладывать к банковской гарантии копию лицензии банка выдавшего гарантию, поскольку банк, который выдаёт банковские гарантии автоматически включен в перечень предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Частью 8 статьи 45 Закона о закупкахпредусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Таким образом, требование, установленное заказчиком в п. 12.2 Раздела 12. "Обеспечение исполнения контракта" о предоставлении участником закупки заверенной надлежащим образом копии лицензии банка, выдавшего гарантию, противоречит требованиям ч. 8 ст. 45 и п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
4. Частью 3 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения илиунитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о закупках заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Частью 6 статьи 31 Закона о закупках регламентировано, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В нарушение части 3 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о закупках заказчик установил к участникам закупки дополнительное требование - правомочность участника закупки заключить контракт (пункте 2.2 раздела 2 "Требования к участникам закупки").
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Частями 3, 5 статьи 66 Закона о закупках установлены требования к содержанию первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В нарушение части 1 статьи 64, части 3, 5 статьи 66 Закона о закупках требования к содержанию и составу первой и второй части заявки, установленные заказчиком в Документации (подпункт а)пункта 3.5.1. и пункт 3.6 раздела 3 Документации) не соответствуют требованиям части 3, 5 статьи 66 Закона о закупках.
Подпункт "а" пункта 3.5.1 после слов "...указание на товарный знак (его словесное обозначение)..." не содержит слов "(при наличии)".
В пункте 2 пункта 3.6 аукционной документации (требование ко вторым частям заявок) содержатся незаконные требования, а именно вторая часть заявки должна содержать документы, или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 2.2. настоящей документации (пункт 2.2 установленный в документации утратил свою силу (Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ).
Так же заказчиком незаконно установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию соответствии участника закупки требованиям пункта 2.8 документации, что не предусмотрено п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о закупках.
6. Частью 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11).
В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках Документация, не содержит информации, установленной пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках.
7. Согласно требованиям п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 6 ст. 96 Закона о закупках установлено, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В ст. 37 Закона о закупках установлены Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
Из вышеизложенного следует, что муниципальным заказчиком не исполнены в полной мере требования п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках в части указания порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, предусмотренного ст. 37 и ст. 96 Закона о закупках.
8. Частью 13 статьи 34 Закона о закупках установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В нарушении требований ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в проекте контракта отсутствует обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Документация N 0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)"не соответствует и нарушает требования ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 31, ч. 13 ст. 34, ст. 37, ч. 8 ст. 45, ч. 1, 3 ст. 64, ч. 3, 5 ст. 66, ст. 96 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, комиссией Ставропольского УФАС России установлены в действиях МКДОУ д/с N 23 "Ягодка"нарушения положений, норм и требований ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 31, ч. 13 ст. 34, ст. 37, ч. 8 ст. 45, ч. 1, 3 ст. 64, ч. 3, 5 ст. 66, ст. 96 Закона о закупках при утверждении документация об аукционе в электронной форме "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)".
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Закона о закупках,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия муниципального заказчика - МКДОУ д/с N 23 "Ягодка", выразившиеся в формировании и утверждении документация об аукционе в электронной форме "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)", не соответствующимитребованиям ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 31, ч. 13 ст. 34, ст. 37, ч. 8 ст. 45, ч. 1, 3 ст. 64, ч. 3, 5 ст. 66, ст. 96 Закона о закупках.
2. Выдать муниципальному заказчику -МКДОУ д/с N 23 "Ягодка"по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0821300022314000002 "оказание услуг по организации рационального питания (готовые блюда)"- обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Е.А. Соколов
Н.Г. Дацко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 июля 2014 г. N РЗ-1117-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2014