Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 августа 2014 г. по делу N 03-7.1/190-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев информацию о нарушении ФГКУ комбинат "Иртыш" Росрезерва пункта 2 части 3 статьи 66, части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64, частей 4,5 статьи 34, части 2 статьи 28 и части 3 статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Омское УФАС России поступило обращение (исх. N ЭСО/852 от 24.07.2014) о заключении контракта с единственным поставщиком ООО "Аудит пожарной безопасности" по результатам несостоявшегося электронного аукциона на оказание услуг по проведению независимой оценки пожарного риска, (извещение N 0352100005514000046) (далее - электронный аукцион).
Омское УФАС России приняло решение об отказе в согласовании заключения контракта в связи с выявлением следующих нарушений.
1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Изучив документацию об электронном аукционе, Омское УФАС России установило, что в документации об электронном аукционе Заказчик установил требования к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" в то время как, исходя из наименования и описания объекта закупки "оказание услуг по проведению независимой оценке пожарного риска (пожарный аудит)" и технических условий (Раздел "Техническое задание" документации об электронном аукционе) заказчик должен был установить требования к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" (требования, устанавливаемые при выполнении работ или оказании услуг).
2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ).
Частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе заказчик в пункте 16 "Требования к участникам закупки" раздела "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" документации об электронном аукционе установил требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
3. В силу частей 4,5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проект государственного контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в виде уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается государственным контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление от 25.11.2014 N 1063).
Постановлением от 25.11.2014 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила N 1063).
Согласно подпункта "б" пункта 5 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В нарушение требований частей 4,5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе проект контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не содержат информации о фиксированной сумме штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств.
4. В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона.
Часть 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1. учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2. организациям инвалидов;
3. субъектам малого предпринимательства;
4. социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
В части 3 статьи 29 Федерального закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
Постановлением N 341 от 15.04.2014 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта установлен перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Вместе с тем, Постановлением N 649 от 14.07.2014 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении, предлагаемой ими цены контракта" также установлен перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Изучив документацию об электронном аукционе на оказание услуг по проведению независимой оценки пожарного риска (пожарный аудит) Омское УФАС России установило, что заказчик в извещении о проведении указанного электронного аукциона установил преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы - 15% а также преимущества организациям инвалидов - 15%.
Однако, закупаемая услуга, а именно - пожарный аудит не содержится ни в одном из вышеуказанных перечней.
Тем самым, заказчиком в нарушение части 2 статьи 28 и части 3 статьи 29 Федерального закона о контрактной системе неправомерно установлены преимущества, предоставляемые учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.
Руководствуясь пунктом 2 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФГКУ комбинат "Иртыш" Росрезерва в срок до 11.08.2014:
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2014;
- аннулировать электронный аукцион N 0352100005514000046.
2. Оператору электронной площадки ОАО "ЕЭТП" обеспечить ФГКУ комбинат "Иртыш" Росрезерва возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
3. Оператору электронной площадки ОАО "ЕЭТП", обеспечить об исполнении пункта 1 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 11.08.2014 с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Вормсбехера А.В.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель Председателя Комиссии |
Ш.М. Кусанова |
Члены Комиссии: А.В. Вормсбехер
А.Н. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 августа 2014 г. по делу N 03-7.1/190-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2014