Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2014 г. N РНП-74-94/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Администрации Ашинского муниципального района (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Архкомпроект" (далее - Общество, Победитель Аукциона, Участник закупки), учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа указанного юридического лица, в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта, соответствующего требованиям статьи 45, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также неподписанием контракта по результатам электронного аукциона на выполнение топографической съемки Ашинского района Челябинской области в М 1:2000 (извещение N 0169300038714000198) (далее - Аукцион), в присутствии представителей Заказчика, действующих на основании доверенностей от 05.08.2014 NN 09-5314, 09-5313, в отсутствие представителей ООО"Архкомпроект" (о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России надлежащим образом уведомлено по телефону 89373088033 (SMS-сообщение получено 31.07.2014 в 12:31, электронной почте по адресу: akp.d@mail.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 28.07.2014 поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "Архкомпроект", учредителя и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа указанного юридического лица, в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, Заказчиком объявлен Аукцион путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 23.05.2014 извещения о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 470 000 рублей.
Муниципальный контракт по результатам Аукциона по состоянию на 07.08.2014 не заключен.
Согласно обращению Заказчика, ООО "Архкомпроект" в установленные законодательством о контрактной системе не подписало муниципальный контракт и не представило надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Представители ООО "Архкомпроект" на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайства об отложении заседания не направляли, документы в соответствии с уведомлением о месте и времени рассмотрения сведений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков от 29.07.2014 (исх. N 11804/09 от 29.07.2014) не представили.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В силу части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного Аукциона от 24.06.2014 ООО "Архкомпроект" решением аукционной комиссии признано победителем Аукциона с ценой предложения 120 478 рублей 99 копеек (цена контракта снижена по результатам Аукциона на 91 %).
Заказчик 26.06.2014 разместил в единой информационной системе (на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" без своей подписи проект контракта.
ЗАО "Сбербанк-АСТ" установлен регламентированный срок подписания проекта контракта Победителем Аукциона 01.07.2014 23:59.
В нарушение сроков, установленным частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе ООО "Архкомпроект" не подписало усиленной электронной цифровой подписью контракт и не представило обеспечение исполнения контракта.
Заказчиком 08.07.2014 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликован протокол отказа от заключения контракта N NПОК0169300038714000198-4 с ООО "Архкомпроект" и признания указанного участника закупки уклонившимся от заключения контракта в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, осуществленных с указанной целью, или бездействия, а также в совершении таких действий по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил и порядка, установленного законодательством о контрактной системе, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, в том числе в части представления надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и, как вследствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
В силу Закона о контрактной системе лицо, претендующее на заключение контракта, знакомится с документацией об аукционе, в том числе с условиями обеспечения исполнения контракта, до подачи заявки на участие в аукционе. Подав заявку, участник закупки выражает свое согласие заключить и исполнить контракт на условиях, установленных документацией об аукционе.
В соответствии с первой частью заявки на участие в аукционе ООО "Архкомпроект" согласилось исполнить условия, указанные в документации об аукционе, в том числе в части предоставления надлежащего документа об обеспечения исполнения контракта.
Сущность требований, установленных статьи 45, частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, заключается в установлении дополнительных охранительных функций по обеспечению исполнения контракта.
Императивные нормы, содержащиеся в статьи 45 части 3 статьи 96, части 13 статьи 70, части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, устанавливают порядок поведения для всех субъектов правоотношений в сфере законодательства о контрактной системе, соблюдение которого позволяет достичь целей осуществления закупки, а именно: удовлетворение потребности Заказчика в приобретаемом товаре, работе, услуге, эффективного расходования бюджетных средств без дополнительных затрат на повторное осуществление закупки, переноса сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг и т.д.
Нарушение порядка заключения контракта, установленного Законом о контрактной системе и применимом при проведении электронного Аукциона, приводящее к нарушению публичных интересов либо прав и охраняемых законом интересов третьих лиц может являться основанием для признания сделки ничтожной в силу § 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу требований законодательства о контрактной системе материально-правовую ценность для Заказчика представляет не только электронно-цифровая подпись уполномоченного лица победителя аукциона, но и действительность документа об обеспечении исполнения контракта и его соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, представление информации и документов, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Обществом не было проявлено надлежащей осмотрительности при заключении контракта, предоставлении документа об обеспечении исполнения контракта, предусмотренного документацией об Аукционе и законодательством о контрактной системе, и заключению контракта, а значит, не предпринято достаточных действий для заключения контракта в соответствии с требованиями документации об аукционе.
При этом доказательств невозможности соблюдения Обществом положений действующего законодательства о контрактной системе по причинам, не зависящим от него, в материалы дела, не представлено.
ООО "Архкомпроект" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью заключения контракта на условиях документации об Аукционе и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России проведя внеплановую проверку действий Заказчика и аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе, исключающие возможность включения ООО "Архкомпроект" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и пункте 2 Информационной карты документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к осуществлению следующих видов работ по инженерным изысканиям: создание инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений (пункт 1.3), инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000 (пункт 2.1) в соответствии со статьей 47 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 2 Информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлено требование о представлении в первой части заявки на участие в Аукционе "конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе", что не соответствует объекту закупки, при выполнении работ по условиям документации об Аукционе использование товара не предполагается.
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 2 Информационной карты документации об Аукционе:
1) не установлено требование о представлении участниками закупки во второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к осуществлению следующих видов работ по инженерным изысканиям: создание инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений (пункт 1.3), инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000 (пункт 2.1);
2) неправомерно установлено требование о представлении участниками закупки декларации об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что не соответствует объекту закупки.
5. В нарушение 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 2 Информационной карты документации об Аукционе не определен перечень документов, подлежащих представлению во второй части заявки участниками закупки в качестве подтверждения соответствия работы требованиям законодательства Российской Федерации, что не соответствует объекту закупки (в силу законодательства Российской Федерации получение сертификатов, деклараций, удостоверений) не требуется.
6. В нарушение пункта 8 части 1 статьи 64, частей 2,3 статьи 37 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к обеспечению исполнения контракта в случае применения антидемпинговых мер.
7. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании документации об Аукционе отсутствуют следующие сведений, не позволяющие определить потребность Заказчика в работах (результате работ), являющихся объектом закупки:
1) не перечисленные основные характеристики, которые должны быть отражены на топографической карте для коммуникаций;
2) не указан перечень графических материалов, имеющий у отдела по строительству и архитектуре Администрации Ашинского муниципального района и Администрации Биянского сельского поселения, сроки передачи таких материалов Заказчиком;
3) не определен перечень исходных данных, подлежащих подготовке подрядчиком в ходе выполнения работ.
8. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сроки и порядок приемки Заказчиком выполненных подрядчиком работ, сроки и порядок оформления результатов такой приемки.
9. В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует ответственность подрядчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактов, в виде пени, размер которой определяется в порядке, предусмотренном пунктами 6-8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
10. В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 5.3 проекта контракта установлена ответственность подрядчика за выполнение работ ненадлежащего качества в виде штрафа в размере 1/300 банковской ставки рефинансирования, что не соответствует пункту 5.2 проекта контракта (двойная ответственность за одни и те же действия подрядчика), Правилам.
11. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком в пункте 9 Информационной карты документации об Аукционе.
Согласно пункту 8.1 проекта договора договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31 октября 2014 года, а в части и исполнения сторонами своих обязательств по договору - до полного их исполнения.
Действительно, в силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание альтернативного срока действия (окончания срока действия) контракта в виде события и календарной даты приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
12. В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 121 А/Р от 17.06.2014 на участие в Аукционе поступило 35 заявок от участников закупки.
Из протокола подведения итогов Аукциона N 121 А/П от 24.06.2014 следует, что решением аукционной комиссии Победителем Аукциона признано ООО "Архкомпроект" с ценой предложения 120 478 рублей 99 копеек.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев протокол подведения итогов Аукциона N 121 А/П от 24.06.2014, требования пункта 2 Информационной карты документации об Аукционе в части содержания второй части заявки на участие в Аукционе, вторые части заявок участников закупки, пришла к выводу о нарушении аукционной комиссией частей 1,2, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, поскольку вторые части заявок ООО "Архкомпроект" и ООО "Уралингео" не содержали декларацию о соответствии указанных участников закупки требованиям пунктов 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Администрацией Ашинского муниципального района, об ООО "Архкомпроект" (452274, Республика Башкортостан, Илишевский район, д. Уяндыково, ул. Лесная, 48, ИНН 0225011178, КПП 022501001) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, частей 7,8, 13 статьи 34, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 2,3 статьи 37, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1,2,8 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 3, пунктов 2,3 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1,2, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии по Аукциону, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии П.А. Ушакова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2014 г. N РНП-74-94/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2014