Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2014 г. N РНП-74-95/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 96, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Администрации Курчатовского района г. Челябинска (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об АНО ДПО "Институт государственного управления" (далее - Общество, Победитель Аукциона, Участник закупки), учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа указанного юридического лица, в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта, соответствующего требованиям статей 37,45, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, по результатам электронного аукциона на оказание услуг по обучению муниципальных служащих аппарата Администрации Курчатовского района г. Челябинска (извещение N 0169300000114003155) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей Администрации Курчатовского района г. Челябинска, действующих на основании доверенностей от 11.04.2014, 07.08.2014 N 03-21/14;
представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности от 03.06.2014 N 08,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 28.07.2014 поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков АНО ДПО "Институт государственного управления", учредителей и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа указанного юридического лица, в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, Заказчиком объявлен Аукцион путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 26.06.2014 извещения о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 000, 00 рублей.
Муниципальный контракт по результатам Аукциона по состоянию на 07.08.2014 не заключен.
Согласно обращению Заказчика, АНО ДПО "Институт государственного управления" в установленные законодательством о контрактной системе подписало муниципальный контракт и представило документы в подтверждение своей добросовестности, но не направило документ об обеспечении исполнения контракта в размере, установленном документацией об Аукционе
Представители АНО ДПО "Институт государственного управления" на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайства об отложении заседания не направляли, документы в соответствии с уведомлением о месте и времени рассмотрения сведений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков от 29.07.2014 (исх. N 11803/09 от 29.07.2014) не представили.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В силу части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного Аукциона от 17.07.2014 АНО ДПО "Институт государственного управления" решением аукционной комиссии признано победителем Аукциона с ценой предложения 4 290 рублей (цена контракта снижена по результатам Аукциона на 85,7 %).
Заказчик 18.07.2014 разместил в единой информационной системе (на электронной площадке ООО "РТС-тендер" без своей подписи проект контракта.
АНО ДПО "Институт государственного управления" 23.07.2014 подписало муниципальный контракта и представило в качестве обеспечения исполнения контракта письмо о добросовестности Победителя Аукциона с указанием номеров реестровых записей контрактов, исполненных Участником закупки.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, требования пункта 15 Информационной карты документации об Аукционе (часть 1), пункта 3.9 Информационной карты документации об Аукционе (часть 2) не представило обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об Аукционе, а именно 20 % - 6000 рублей.
Предоставление сведений о добросовестности участника закупки без предоставления основного обеспечения исполнения контракта противоречит требованиям статей 37, 45, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Заказчиком 24.07.2014 в единой информационной системе размещен протокол отказа от заключения контракта с АНО ДПО "Институт государственного управления" в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта в размере, установленном документацией об Аукционе, а также нахождением сведений о Победителе Аукциона в Реестре недобросовестных поставщиков (реестровые записи NN РНП.228208-14, РНП.27495-14, РНП.28213-14).
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, осуществленных с указанной целью, или бездействия, а также в совершении таких действий по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил и порядка, установленного законодательством о контрактной системе, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, в том числе в части представления надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и, как вследствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
В силу Закона о контрактной системе лицо, претендующее на заключение контракта, знакомится с документацией об аукционе, в том числе с условиями обеспечения исполнения контракта, до подачи заявки на участие в аукционе. Подав заявку, участник закупки выражает свое согласие заключить и исполнить контракт на условиях, установленных документацией об аукционе.
В соответствии с первой частью заявки на участие в аукционе АНО ДПО "Институт государственного управления" согласилось исполнить условия, указанные в документации об аукционе, в том числе в части предоставления надлежащего документа об обеспечения исполнения контракта.
Сущность требований, установленных статьи 45, частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, заключается в установлении дополнительных охранительных функций по обеспечению исполнения контракта.
Императивные нормы, содержащиеся в статьи 45 части 3 статьи 96, части 13 статьи 70, части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, устанавливают порядок поведения для всех субъектов правоотношений в сфере законодательства о контрактной системе, соблюдение которого позволяет достичь целей осуществления закупки, а именно: удовлетворение потребности Заказчика в приобретаемом товаре, работе, услуге, эффективного расходования бюджетных средств без дополнительных затрат на повторное осуществление закупки, переноса сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг и т.д.
Нарушение порядка заключения контракта, установленного Законом о контрактной системе и применимом при проведении электронного Аукциона, приводящее к нарушению публичных интересов либо прав и охраняемых законом интересов третьих лиц может являться основанием для признания сделки ничтожной в силу § 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу требований законодательства о контрактной системе материально-правовую ценность для Заказчика представляет не только электронно-цифровая подпись уполномоченного лица победителя аукциона, но и действительность документа об обеспечении исполнения контракта и его соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, представление информации и документов, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Обществом не было проявлено надлежащей осмотрительности при заключении контракта, предоставлении документа об обеспечении исполнения контракта, предусмотренного документацией об Аукционе и законодательством о контрактной системе, а значит, не предпринято достаточных действий для заключения контракта в соответствии с требованиями документации об аукционе.
При этом доказательств невозможности соблюдения Обществом положений действующего законодательства о контрактной системе по причинам, не зависящим от него, в материалы дела, не представлено.
АНО ДПО "Институт государственного управления" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью заключения контракта на условиях документации об Аукционе и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России проведя внеплановую проверку действий Заказчика и аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе, исключающие возможность включения АНО ДПО "Институт государственного управления" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и пункте 10 Информационной карты документации об Аукционе (часть 1), пункте 12.1 Информационной карты документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не указана ступень (уровень) образования - профессиональная подготовка, переподготовка рабочих и служащих или повышение квалификации рабочих и служащих.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 2 Информационной карты документации об Аукционе не установлено требование о представлении участниками закупки во второй части заявки лицензии на осуществление образовательной деятельности.
4. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сроки и порядок приемки Заказчиком выполненных подрядчиком работ, сроки и порядок оформления результатов такой приемки.
5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком в пункте 9 Информационной карты документации об Аукционе.
Согласно пункту 7.1 проекта контракт вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2014 включительно, а в части оплаты - до выполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Действительно, в силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание альтернативного срока действия (окончания срока действия) контракта в виде события и календарной даты приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
6. В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного Аукциона от 17.07.2014 АНО ДПО "Институт государственного управления" решением аукционной комиссии признано победителем Аукциона с ценой предложения 4 290 рублей.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев протокол подведения итогов Аукциона от 17.07.2014, требования пункта 12.10 Информационной карты документации об Аукционе (части 2), вторые части заявок участников закупки, пришла к выводу о нарушении аукционной комиссией частей 1,2, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, поскольку на момент рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе сведения об АНО ДПО "Институт государственного управления" содержались в Реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, а, следовательно, Победитель Аукциона подлежал отстранению от участия в определении исполнителя по рассматриваемому Аукциону.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 96, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Администрацией Курчатовского района города Челябинска, об АНО ДПО "Институт государственного управления" (105037, г. Москва, ул. Первомайская, 3, ИНН 7719290598) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1,2, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии по Аукциону, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии П.А. Ушакова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2014 г. N РНП-74-95/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2014