Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 июля 2014 г. N 102-ВП/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Руководствуясь частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Прокуратуры Чесменского района от 29.05.2014 исх. N 14-2014 о нарушении законодательства о размещении заказов при проведении открытых аукционов в электронной форме на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Чесма (извещения N 0169300033413000107, N 0169300033413000108, N 0169300033413000109, N 0169300033413000110) и заключении муниципальных контрактов N 11/13 от 30.12.2013, N 15/13 от 30.12.2013, N 14/13 от 30.12.2013, N 13/13 от 30.12.2013 с ИП Мылкиным Е.И., в присутствии:
- представителей Районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства, действующих на основании выписки из распоряжения Главы района от 07 ноября 2012 года N 229 л/с, доверенности N 06 от 26.06.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Чесменского района от 29.05.2014 исх. N 14-2014 о нарушении законодательства о размещении заказов при проведении открытых аукционов в электронной форме на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Чесма (извещения N 0169300033413000107, N 0169300033413000108, N 0169300033413000109, N 0169300033413000110) и заключении муниципальных контрактов N 11/13 от 30.12.2013, N 15/13 от 30.12.2013, N 14/13 от 30.12.2013, N 13/13 от 30.12.2013 с ИП Мылкиным Е.И.
Согласно представленным документам, Районное управление экономики, недвижимости и предпринимательства (далее - заказчик) объявило о проведении аукционов в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещений о проведении аукционов в электронной форме на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Чесма. Извещения N 0169300033413000107, N 0169300033413000108, N 0169300033413000109, N 0169300033413000110 опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 11.11.2013 года.
Начальная (максимальная) цена контрактов - 814800,00 рублей.
На дату рассмотрения обращения по итогам проведения аукционов в электронной форме заключены муниципальные контракты N 11/13 от 30.12.2013, N 15/13 от 30.12.2013, N 14/13 от 30.12.2013, N 13/13 от 30.12.2013 с ИП Мылкиным Е.И.
В обращении Прокуратуры Чесменского района от 29.05.2014 исх. N 14-2014 содержатся следующие доводы относительно рассматриваемых аукционов.
В 2013 году в Чесменский муниципальный район поступили субвенции в размере 5653000,00 рублей на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на которые приобретено 10 жилых помещений, в том числе 5 помещений в с. Чесма.
При проведении Прокуратурой Чесменского района проверки процедур закупок указанных помещений установлено, что Районным управлением экономики, недвижимости и предпринимательства в сети "Интернет" размещена информация о проведении электронных аукционов (извещения N 0169300033413000107, N 0169300033413000108, N 0169300033413000109, N 0169300033413000110).
Согласно доводам обращения, требования к объекту закупки, указанные с Технических заданиях документаций об аукционах, содержат указание на требуемую площадь приобретаемых помещений не менее 35 квадратных метров, в то время как Решением Собрания Депутатов Чесменского района от 30.07.2011 года N 30 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения на территории Чесменского муниципального района" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере от 21 квадратного метра до 42 квадратных метров.
По мнению Прокуратуры Чесменского района, указанные требования, установленные заказчиком привели к ограничению количества участников размещения заказов, отсутствию заявок на участие в аукционах и нарушению части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно доводам обращения, в нарушение части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов муниципальные контракты N 11/13, N 13/13 заключены не на условиях, указанных в извещениях о проведении аукционов.
Так, в Технических заданиях аукционных документаций по аукционам N 0169300033413000107, N 0169300033413000110 установлены требования о наличии в жилых помещениях теплоснабжения, в то время как указанные муниципальные контракты неправомерно содержат требования к наличию в приобретаемых помещениях централизованного отопления. При этом, приобретены помещения, оборудованные локальным, а не центральным отоплением.
При проведении проверки установлено, что в нарушение статьи 19.1 Закона о размещении заказов анализ информации о ценах на жилые помещения площадью от 21 до 42 квадратных метров не проводился. Жилые помещения приобретены у ИП Мылкина Е.И. по цене 810000,00 рублей, хотя по сведениям Прокуратуры Чесменского района, с 2013 года до настоящего времени рынок недвижимости в с. Чесма содержит предложения о продаже жилых помещений, соответствующих требованиям к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоимость которых в среднем на 30 % ниже стоимости приобретенных помещений.
Таким образом, Прокуратура Чесменского района указывает, что отмеченные нарушения Закона о размещении заказов, имеющиеся в действиях заказчика, указывают на создание благоприятных условий отдельным участникам размещения заказов, проведение с ними переговоров, необоснованное завышение цен на приобретаемые помещения, а также нерациональное использование бюджетных средств.
Кроме того, исходя из изложенного, Прокуратура Чесменского района считает, что потребность в предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чесменском районе до настоящего времени не удовлетворена.
Представители заказчика по доводам, изложенным в обращении Прокуратуры Чесменского района, пояснили следующее.
Указание в Технических заданиях документаций об аукционах требуемой площади приобретаемых жилых помещений не менее 35 квадратных метров связано с выделением в ноябре 2013 года денежных средств из областного бюджета в размере 3240000,00 рублей, исходя из чего заказчиком произведен расчет средней площади приобретаемых помещений с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Чесменском муниципальном районе, утвержденной Постановлением ЕТО на III квартал 2013 года. Отсутствие заявок на участие в аукционах, по мнению заказчика, является не следствием нарушений законодательства о размещении заказов, а напрямую связано с отсутствием на рынке в с. Чесма помещений, отвечающих требованиям заказчика.
По доводу Прокуратуры Чесменского района относительно заключения контрактов N 11/13, N 13/13 в нарушение части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов представители заказчика пояснили, что в указанных муниципальных контрактах допущены технические ошибки. Так, пункт 1.2.1 проектов контрактов устанавливает требования к жилым помещениям и указывает на наличие централизованного теплоснабжения. Раздел "Техническое задание на размещение заказа по открытому аукциону в электронной форме" аукционных документаций (изв. N 0169300033413000107, N 0169300033413000110) устанавливает, что в помещении должно быть теплоснабжение. Между тем, в приобретенных жилых помещениях установлена потолочная система отопления.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители заказчика пояснили, что на момент проведения рассматриваемых аукционов предложений о продаже жилых помещений, соответствующих требованиям аукционных документаций, на рынке с. Чесма не было и в адрес заказчика не поступало.
Начальная (максимальная) цена контрактов в размере 814800,00 рублей по каждому аукциону установлена заказчиком в соответствии с Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 04 октября 2013 года N 39/1 "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на четвертый квартал 2013 года", Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года N 273 "Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма", Решением Собрания депутатов Чесменского муниципального района от 30.07.2011 года N 30 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, учетной нормы на территории Чесменского муниципального района".
Кроме того, представители заказчика указывают, что при проведении рассматриваемых процедур размещения заказов заказчик не имел намерения создавать преимущества, благоприятные условия отдельным участникам размещения заказов.
Жилые помещения приобретены у ИП Мылкина Е.И., поскольку указанные помещения соответствуют требованиям документаций об аукционах, в том числе по требуемой площади помещений.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемых процедур определения поставщиков, проведенной в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Извещение о проведении электронных аукционов опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 11.11.2013 года.
Окончание срока подачи заявок: 18.11.2013 года.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Датой истечения срока подачи заявок является 18.11.2013 года, следовательно, срок подачи заявок на участие в аукционе исчисляется 12, 13, 14, 15, 16, 17 ноября 2013 (шесть полных календарных дней).
Таким образом, заказчик, в нарушение части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, сократил срок подачи заявок на участие в аукционах.
2. Согласно пункту 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участников размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Подпунктом 1 пункта 22 Информационной карты документаций об аукционах установлено требование о наличии у участников размещения заказов правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемые объекты недвижимого имущества.
Пунктом 20 Информационной карты документаций об аукционах установлены требования о представлении во второй части заявки на участие в аукционах копий правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемые объекты недвижимого имущества.
Между тем, не установлен перечень указанных документов, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 3 статьи 41. 6, пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, который устанавливает обязательное наличие в документации об открытом аукционе в электронной форме требований к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
3. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 11, части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в документациях об аукционах содержится требование о наличии у участников размещения заказов правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемые объекты недвижимого имущества, без указания на конкретные документы, что фактически привело к отсутствию в документациях об аукционах требований к участникам размещения заказов.
4. Согласно части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
Разделом "Техническое задание на размещение заказа по открытому аукциону в электронной форме" аукционных документаций (изв. N 0169300033413000107, N 0169300033413000110) установлено требование о наличии в помещении теплоснабжения. При этом, конкретизация указанного требования в части вида теплоснабжения, способа его организации отсутствует в указанном разделе документаций об аукционах, из чего следует вывод о том, что для заказчика не имеет значения, каким будет теплоснабжение помещений.
Между тем, проекты контрактов, и как следствие, заключенные муниципальные контракты N 11/13, N 13/13 содержат требования о наличии в помещениях централизованного теплоснабжения, что не предусмотрено документациями об указанных аукционах.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, поскольку контракты N 11/13, N 13/13 заключены не на условиях документаций об открытых аукционах в электронной форме.
В дополнение к указанному следует отметить, что приобретенные в результате заключения муниципальных контрактов N 11/13, N 13/13 жилые помещения не имеют централизованного отопления. В приобретенных жилых помещениях имеется потолочная система отопления, что подтверждается Договором монтажа потолочной системы отопления N 20130911/М от 11 сентября 2013 года.
5. При рассмотрении вопросов, изложенных в обращении Прокуратуры Чесменского района, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводам об отсутвии в действиях заказчика нарушения положений статьи 19.1 Закона о размещении заказов по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники тнформации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Частью 2 указанной статьи Закона о размещении заказов предусмотрено, что в документации об аукционе указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг.
Согласно документам и сведениям, представленным муниципальным заказчиком, расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен на основании Постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 04 октября 2013 года N 39/1 "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на четвертый квартал 2013 года", Постановления Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года N 273 "Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма", Решения Собрания депутатов Чесменского муниципального района от 30.07.2011 года N 30 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, учетной нормы на территории Чесменского муниципального района".
Документации об аукционах содержат обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации, на основании которой произведен расчет, и самого расчета цены.
6. Проанализировав доводы, изложенные в обращении Прокуратуры Чесменского района, документы и сведения, представленные Прокуратурой Чесменского района, муниципальным заказчиком, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В частности, такими признаками являются отсутствие заявок на участие в аукционах, приобретение жилых помещений по всем аукционам у одного лица, что могло стать следствием неправомерных действий заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 41.5, пункта 1 части 3 статьи 41. 6, пункта 2 части 6 статьи 41.8, пункта 1 части 1 статьи 11, части 5 статьи 41.6, части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать, поскольку контракты по итогам проведения рассматриваемых аукционов заключены.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения по существу на предмет нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии К.А. Долгополова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 июля 2014 г. N 102-ВП/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2014