Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 августа 2014 г. N 144-ВП/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99, 104, частью 1 статьи 112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании поручения ФАС России от 29.07.2014 N АД/30414/14 провела внеплановую проверку действий Администрации Миасского городского округа, МУ "Комитет по строительству" по соблюдению законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение инженерных изысканий для объекта: "Межмуниципальный полигон утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов" (извещение N 0169300035811000773) (далее - Аукцион), а также рассмотрела вопрос о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) ООО "Межрегиональный центр межеваний "Земля" (далее - Общество, Участник размещения заказа, Победитель Аукциона), его единственного учредителя и генерального директора, в присутствии представителя Общества, действующего на основании решения единственного участника Общества N 7 от 14.05.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 30.07.2014 поступило поручение ФАС России (исх. N АД/30418/14 от 29.07.2014) о проведении контрольных мероприятий, направленных на установление причин блокирования денежных средств операторами электронных площадок по аукционам, проведенным заказчиками, осуществляющими деятельность на территории Челябинской области.
Представители Муниципального бюджетного учреждения "Комитет по строительству" и Администрации Миасского городского округа на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, представили сведения и документы, необходимые для проведения внеплановой проверки и рассмотрения вопроса о включении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Материалами дела установлено, что Заказчик и Уполномоченный орган 19.10.2011 объявили о проведении Аукциона путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении Аукциона в порядке, предусмотренном статьей 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 547 574 рублей 12 копеек.
Муниципальный контракт N 0169300035811000773-0159848-02 от 02.12.2011 заключен между Муниципальным учреждением "Комитет по строительству" и ООО "Миасское Геолого-строительное предприятие" на сумму 5 217 017 рублей 48 копеек.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 104, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о размещении заказов до 01.01.2014 в реестр недобросовестных поставщиков включались сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми в связи с существенным нарушением ими условий контрактов они расторгнуты по решению суда или в порядке, установленном статьей 19.2 Закона о контрактной системе.
Часть 4 статьи 19 Закона о размещении заказов предусматривала, что в случае, если контракт заключен с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Законом о размещении заказов заключается контракт при уклонении победителя торгов, участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта с указанным участником размещения заказа направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 статьи 19 Закона о размещении заказов, а также выписку из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона в части определения победителя торгов.
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признавался уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона N 0169300035811000773/780 А-И от 18.11.2011 ООО "Межрегиональный центр межеваний "Земля" признано решением аукционной комиссии Победителем Аукциона с ценой предложения 5 165 644 рублей 97 копеек.
Заказчиком 22.11.2011 проект контракта направлен посредством функционала оператора электронной площадки Победителю Аукциона на подписание.
ООО "Межрегиональный центр межеваний "Земля" 25.11.2011 проект контракта подписало электронной цифровой подписью и предоставило в качестве обеспечения исполнения контракта договор поручительства от 24.11.2011 (поручитель ООО "Первая Строительная компания").
Заказчиком 01.08.2014 на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещен протокол отказа от заключения контракта и признания ООО "Межрегиональный центр межеваний "Земля" уклонившимся от заключения контракта в связи с представлением в качестве обеспечения исполнения контракта договора поручительства и документы поручителя ООО "Первая строительная компания", которые не соответствовали требованиям пунктов 20, 21,22 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
В обоснование своей позиции о представлении ненадлежащего обеспечения исполнения контракта Заказчик представил письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Московской области (исх. N 03-46/1623 от 01.12.2011), в котором указано, что отчетность ООО "Первая Строительная Компания" заверена фальсифицированной печатью, с 2010 года указанное юридическое лицо представляло в налоговую инспекцию нулевую декларацию, среднесписочная численность работников в 2010 году равна нулю.
ООО "Межрегиональный центр межеваний "Земля" 06.12.2011 по платежному поручению N 55 перечислило на расчетный счет Заказчика денежные средства в размере 1 664 272 рубля 24 копеек в качестве обеспечения исполнения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, осуществленных с указанной целью, или бездействия, а также в совершении таких действий по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил и порядка, установленного законодательством о контрактной системе, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, в том числе в части представления надлежащего обеспечения исполнения контракта.
В качестве инструмента определения уклонения от заключения контракта как юридически значимого деяния может быть взята правовая конструкция состава уклонения от заключения договора, аналогичная конструкции "состав правонарушения".
Объектом уклонения от заключения договора выступают охраняемые законом общественные отношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Под объективной стороной уклонения от заключения контракта следует понимать действия (бездействие) участника размещения заказа, выразившиеся в непредставлении заказчику в установленный срок подписанного договора либо непредставлении заказчику в установленный срок обеспечения исполнения контракта (в случаях, когда оно предусмотрено).
Субъектом уклонения от заключения контракта является Победитель размещения заказа.
С учетом характера правовых последствий включения хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, субъективная сторона уклонения от заключения контракта предполагает вину участника, которая выражается в недобросовестном непредставлении заказчику в установленный срок подписанного договора или обеспечения его исполнения.
В качестве первого субъективного критерия недобросовестности как субъективного основания включения в реестр недобросовестных поставщиков умысел на уклонение от заключения контракта.
В качестве второго субъективного критерия недобросовестности уклонения от заключения контракта выступает действительность намерения участника закупки заключить и исполнить контракт.
Таким образом, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и, как вследствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
В силу законодательства о размещении заказов, законодательства о контрактной системе лицо, претендующее на заключение контракта, знакомится с документацией об аукционе, в том числе с условиями обеспечения исполнения контракта, до подачи заявки на участие в аукционе. Подав заявку, участник размещения заказа (участник закупки) выражает свое согласие заключить и исполнить контракт на условиях, установленных документацией об аукционе.
В соответствии с первой частью заявки на участие в аукционе ООО "Межрегиональный центр межеваний "Земля" согласилось исполнить условия, указанные в документации об аукционе, в том числе в части предоставления надлежащего документа об обеспечения исполнения контракта.
Сущность требований, установленных статьей 41.12 Закона о размещении заказов заключается в установлении дополнительных охранительных функций по обеспечению размещения заказа, когда нарушения государственного контракта возникают уже после состоявшегося аукциона. При этом материально-правовую ценность для заказчика представляет не только электронно-цифровая подпись уполномоченного лица победителя аукциона, а действительность документа об обеспечении исполнения контракта и соответствие его требованиям гражданского законодательства и документации об аукционе.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица - от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о размещении заказов, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и, как вследствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях ООО "МЦМ "Земля" умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, Победитель Аукциона предпринимал действия, направленные на заключение контракта на условиях документации об Аукционе, предоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России признает в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 19 Закона о размещении заказов в части ненаправления в Челябинское УФАС России обращения о включении ООО "МЦМ "Земля" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из, информации, представленной сторонами, Комиссия на основании статьями 99, 104, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 19 Закона о размещении заказов.
2. Сведения об ООО "Межрегиональный центр межеваний "Земля" (620014, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 4, офис 433, ИНН 6659189905), учредителе и генеральном директоре Власове Валерии Александровиче в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии П.А. Ушакова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 августа 2014 г. N 144-ВП/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2014