Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 августа 2014 г. N 168-п/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Приказом Челябинского УФАС России от 14.07.2014 N142 в рамках проведения плановой проверки действий ИГЗ УрО РАН по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении закупок для государственных нужд уведомляет о проведении проверки действий ИГЗ УрО РАН при проведении текущего электронного аукциона на закуп химреактивов (изв. N 0369100018814000017), в присутствии:
- представителя ИГЗ УрО РАН, действующих на основании доверенности N16354/150 от 11.08.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) на основании Приказа Челябинского УФАС России N 18 от 10.02.2014 провела первый этап плановой проверки текущего электронного аукциона на закуп химреактивов (изв. N 0369100018814000017) (далее - закупка).
Согласно представленным документам ИГЗ УрО РАН 18.07.2014 года объявило о проведении электронного аукциона на закуп химреактивов путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369100018814000017 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 465 рублей 03 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 28.07.2014 в 10 часов 00 минут.
Контракт на поставку химреактивов по итогам проведения закупки не заключен.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки не содержит требований к участникам относительно объекта закупки, а также исчерпывающего перечня документов подтверждающие требования, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, извещение об осуществлении закупки устанавливает требование к участнику об обладании им правомочности на заключение контракта.
Однако подпунктом а пункта 8 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требование о правомочности участника закупки заключать контракт, установленное пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе исключено.
Извещение об осуществлении закупки опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.07.2014 года, то есть после вступления в силу указанных изменений.
Следовательно, требование об обладании участником правомочности на заключение контракта установлено неправомерно и нарушает положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Документация о закупке также не указывает на конкретные и однозначные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований в документации о закупке продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Так, документация о закупке в нескольких разделах содержит требования к участникам. При этом пункт 19 информационной карты отсылает на пункт 1.6 раздела I документации о закупке. Однако указанное положение документации закупке фактически дублирует положения законодательства о контрактной системе, без привязки к объекту закупки.
Так, например, не конкретизировано требование пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Более того, на заседание Комиссии представитель заказчика пояснил, что законодательством Российской Федерации требования к лицам, осуществляющим поставку химреактивов, не установлены.
Как уже отмечалось ранее требование об обладание участником закупки правомочности на заключение контракта установлено заказчиком неправомерно. Следовательно, и в документации о закупке нарушена часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Не соответствует объекту закупки и требование к участникам об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), поскольку по условиям контракта заказчик не приобретает права на такие результаты.
Таким образом, из сведений, указанных в документации о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к участникам закупки, что противоречит положениям части 3 статьи 64, пунктам 1,8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу подпункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Кроме того, в случае установления данных требований они должны быть конкретизированы в соответствии с объектом закупки, а не цитировать общую формулировку Закона о контрактной системе.
Так, требования к первой части заявки (пункт 3.2.2 документации о закупке) фактически дублируют положения законодательства о контрактной системе без привязки к объекту закупки, устанавливая требования к составу первой части заявки при заключении контракта и на поставку товара и выполнения работ и оказания услуг.
Требования ко второй части заявки также носят противоречивый, отсылочный характер, а именно подпункт 2 пункта 3.2.3 документации о закупке не конкретизирует документы, которые необходимо предоставить в составе второй части заявки, а отсылает на положения законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, ни законодательство Российской Федерации (в том числе законодательство о контрактной системе), ни информационная карта не содержат конкретизированный перечень документов относительно объекта закупки, которые участник должен представить в составе второй части заявки. В связи с чем не возможно сделать вывод о том, какие документы необходимо представить участнику по указанному положению документации о закупке.
Кроме того, подпункт 3 пункта 3.2.3 документации о закупке не уточняет наименования документов, которые необходимо представить в составе второй части заявки, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также неправомерно заказчик в подпунктах 5, 6 пункта 3.2.3 документации о закупке обязал участника предоставить в составе второй части заявки документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участника предлагаемым им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке не содержит информации об установленных заказчиком каких-либо преимуществ, запретов, ограничений.
Вместе с тем, отсутствие четких и однозначных требований заказчика относительно сведений, которые должны содержаться в составе заявки, не позволит участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в закупке.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3, пункты 2,3,5,6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В силу требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 3.2 проекта контракта остаточный срок годности товара должен составлять не менее 60% от общего срока годности.
Вместе с тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентным соотношением.
Кроме того, в объект закупки включены такие позиции как: колба мерная, стакан, бюретка, что не является продуктами питания, парфюмерно-косметические товарами, медикаментами и другими товарами, на которые устанавливается срок годности.
Таким образом, из содержания документации о закупке невозможно установить требования заказчика к сроку годности, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Заказчиком в нарушение требований части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учтены положения Методических рекомендаций, а именно таблица расчета начальной (максимальной) цены контракта не содержит реквизитов документов, используемых в качестве обоснования НМЦК, а также выполненный заказчиком расчет.
Вместе с тем, указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг, и на произведенный заказчиком расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается в том числе на условиях, предусмотренных заявкой участника закупки.
Приложение N 1 к проекту контракта "Спецификация" не позволяет указать наименование производителя, место происхождения товара, что может привести к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно, к заключению контракта не на условиях заявки участника закупки.
Исходя из материалов проверки, информации, представленной ИГЗ УрО РАН Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ИГЗ УрО РАН нарушения части 2 статьи 33, пунктов 2,3,5,6 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 1,8 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 5,6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, оператору электронной площадке, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписания об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 августа 2014 г. N 168-п/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2014