Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 17 июля 2014 г. N 04-50/260-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
__________________________.
в присутствии представителя ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик) ___... (доверенность от 02.07.2014 N 44); в присутствии представителя Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) _______. (доверенность от 07.07.2014 N б/н); в присутствии представителя ООО "СтройТрест" (далее - Заявитель) ___... (приказ от 17.12.2014),
рассмотрев жалобу ООО "СтройТрест" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ" N 0102200001614001755 (далее - Конкурс), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
03.06.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N0102200001614001755. Начальная (максимальная) цена контракта - 325 152 336,00 рублей.
По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок), показателем критерия "квалификация участников закупки" может быть "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В законе не содержится право Заказчика устанавливать стоимостные характеристики опыта работ, связанных с предметом контракта и деловой репутации. В Правилах оценки заявок не содержится указание на стоимость выполненных работ. Объем выполненных работ строительно-монтажных работ исчисляется в метрах кубических, а не в денежном эквиваленте. Данное утверждение основывается на требованиях к форме документа - "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698. В указанной форме четко определяются два разных понятия: строительный объем и стоимость строительства. В документации по мнению Заявителя не правомерно толкуется показатель "Опыт выполнения строительных работ" как исключительно "строительство объектов капитального строительства". Более того в документации неправомерно установлено условие "выполнение работ по капитальному ремонту не учитываются при оценке опыта участника по данному показателю". В соответствии с ОКВЭД и ОКПД новое строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений входят в одну группировку видов экономической деятельности N 45, раздела F "Строительство".
Установление стоимостных характеристик в критерии "квалификация участников закупки" противоречит пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), так как создает преимущественные условия для участников торгов, имеющих не менее трех построенных объектов стоимостью более 150 млн. рублей.
Кроме того, Заявитель в устной форме, дополнил свою жалобу следующими доводами: в приложении N 7 к конкурсной документации "критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе"; пунктом 2.2 "оценка заявок по не стоимостным критериям" установлен критерий "квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ". Оценивается квалификация руководителя и ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ и специализирующихся в области объекта закупки, в том числе состоящих в штате организации. К ключевым специалистам, относятся инженерно-технические специалисты в области строительства. При этом квалификация специалистов подтверждается копиями следующих документов: диплом об образовании, трудовая книжка либо действующий гражданско-правовой договор, аттестат о прохождении аттестации в системе регулирования строительной деятельности, удостоверения (свидетельства) по повышению квалификации специалистов. Установление вышеуказанных критериев в конкурсной документации противоречит Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных). Учитывая, что предоставление документов и сведений, которые требует Заказчик напрямую не предусмотрено Законом о контрактной системе, Заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставление таких сведений. На основании изложенного, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее: в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки заявок. Установленные в конкурсной документации критерии оценки заявок не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Правилами оценки заявок. В конкурсной документации установлены стоимостные и нестоимостные критерии оценки заявок. К не стоимостному критерию относится квалификация участников закупки, которая будет оцениваться по трем показателям, одним из которых является опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Правила оценки заявок предоставляют Заказчику право самостоятельно устанавливать показатели каждого отдельного нестоимостного критерия, определять их вес и разрабатывать для оценки заявок шкалу предельных величин значимости показателей оценки. Законодательство о контрактной системе позволяет устанавливать зависимость опыта участника закупки от стоимости ранее исполненных контрактов, а не от объема выполненных им работ в кубических метрах. Так при закупке отдельных товаров, работ, услуг технически и (или) технологически сложных, носящих инновационных, высокотехнологичный или специализированный характер Заказчик обязан устанавливать дополнительные требования, предъявляемые к участникам в виде наличия опыта исполнения контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089). Учитывая, что закупка на выполнение работ по онкологическому диспансеру проводится в форме открытого конкурса, Заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участникам, но учитывая социальную значимость объекта строительства, вправе самостоятельно оценить опыт участников по выполнению работ и присвоить участникам, имеющим опыт выполнения строительно-монтажных работ на сложных и крупных объектах, более высокий бал.
Таким образом, включение в порядок оценки заявок условия о предоставлении в составе документов информации о выполнении строительных работ по объектам, стоимость которых должна составлять не менее 150 млн. рублей не ограничивает круг участников открытого конкурса и не противоречит требованиям действующего законодательства.
При оценке опыта участника по успешному выполнению работ не будет оцениваться выполнение работ по капитальному ремонту, так как опыт участника работ будет подтверждаться выполнением работ сопоставимого характера и объема, а именно выполнением строительных работ, так как предметом контракта будет, является выполнение подрядчиком строительно-монтажных работ. В соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений, а под капитальным ремонтом объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций. Учитывая различие данных понятий можно однозначно сделать вывод о том, что данные виды работ не являются сопоставимыми по характеру как таковые.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Представитель Уполномоченного органа поддержал доводы Заказчика в полном объеме и просит признать жалобу необоснованной, в заявленных требованиях отказать.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что в документации о закупке Заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 г. утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пункт 27 Правил оценки предусматривает, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Приложение N 7 к конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Пункт 2.1 "Оценка заявок по стоимостным критериям оценки". Цена контракта. Значимость критерия - 60%.
Пункт 2.2 "Оценка заявок по нестоимостным критериям". Квалификация участников закупки. Значимость критерия - 40%. Для оценки заявок по критерию квалификация участника закупки для каждого из указанных показателей критерия установлены значимость и шкала предельных величин значимости показателей. Максимальное количество баллов по критерию - 100 баллов.
Показатель С1: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Значимость показателя - 70%. Опыт выполнения строительных работ (строительство объектов капитального строительства). Оценивается количество построенных объектов за последние 5 лет, с 01.06.2009 г. по день окончания подачи заявок на участие в данном открытом конкурсе. Стоимость каждого объекта должна составлять не менее 150 000 000 рублей. По данным объектам выполнение работ должно быть завершено в полном объеме и объект введен в эксплуатацию. Подтверждается представлением копий контракта (договора), акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Показатель С2: Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ. Значимость показателя - 15%. Оценивается квалификация руководителя и ключевых специалистов. К ключевым специалистам относятся инженерно-технические специалисты. Квалификация подтверждается следующими документами: копия диплома об образовании, копия трудовой книжки, копия действующего аттестата о прохождении аттестации в системе регулирования строительной отрасли, копия действующих удостоверений (свидетельств) по повышению квалификации специалистов.
Показатель С3: Деловая репутация участника. Значимость показателя - 15%. Оценивается деловая репутация участника. Деловая репутация подтверждается при наличии в заявке положительных отзывов по контрактам (договорам) по выполненным работам участника (строительство капитальных объектов с ценой не менее 150 млн. рублей). Объект завершен и введен в эксплуатацию. Положительный отзыв это - письмо, адресованное участнику (руководителю), в том числе благодарственное письмо , грамота подписанная Заказчиком.
По показателю С1 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" оценивается наличие опыта выполнения строительных работ (строительство объектов капитального строительства). Оценивается количество построенных объектов за последние 5 лет, с 01.06.2009 г. по день окончания подачи заявок на участие в данном открытом конкурсе. Стоимость каждого объекта должна составлять не менее 150 млн. рублей. Подтверждается представлением копий контракта (договора), акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. 1 объект - 14 баллов (с учетом значимости показателя), 2 объекта - 42 балла, от 3-х и более объектов - 70 баллов. Заявка, не содержащая данное предложение - 0 баллов.
Данные показатели критериев, установленные в конкурсной документации носят объективный характер и направлены на определение наиболее квалифицированного исполнителя по контракту, что отвечает потребностям Заказчика, заинтересованного в выполнении работ надлежащего качества. Их установление при проведении рассматриваемой закупки является правомерным и прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, из анализа конкурсной документации следует, что критерии и показатели, раскрывающие их содержание, установлены Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Установление вышеуказанных показателя С1 - "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", ни каким образом не ограничивает право потенциальных участников торгов на участие в открытом конкурсе.
Согласно представленным Уполномоченным органом материалам, на территории Республики Бурятия присутствуют потенциальные участники торгов, имеющие опыт работ сопоставимого характера и объема.
На основании вышеизложенного Комиссия Бурятского УФАС России не усматривает нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о персональных данных в части установления в критерии "Квалификация участников закупки" Показателя С2 : Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ, в части предоставления документов подтверждающих квалификацию работников, Комиссия Бурятского УФАС России считает его не состоятельным, по следующим основаниям: согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Кроме того, персональные данные, представленные в конкурсной заявке будут доступны только членам конкурсной комиссии Уполномоченного органа для оценки заявок. В протоколах составляемых в ходе проведения открытого конкурса персональные данные не отражаются.
Внеплановая проверка закупки была проведена при рассмотрении жалобы ООО "Дарханстрой" по делу N 04-50/235-2014 нарушений Закона о контрактной системе в содержании конкурсной документации не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройТрест" необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 17 июля 2014 г. N 04-50/260-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2014