Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 августа 2014 г. N 448К/2014
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Адигюзелова К.А. - Зам. руководителя - начальник отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Зам. начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Сулеймановой А.А. - специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Магомедова М.А. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу НП СРО Северо-Кавказских предприятий ЖКХ (далее - Заявитель) на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации городского округа "Город Избербаш" (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса на разработку схемы водоснабжения и водоотведения до 2025 г. г. Избербаш (извещение N0303300073314000005) (далее - конкурс) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
в отсутствии Заказчика (извещен) и Заявителя (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
20.08.2014 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается следующее обжалуемое действие:
Конкурсная документация Заказчика содержит не обоснованное требование о наличия у участника конкурса свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Исследовав имеющиеся в деле по рассмотрению жалобы материалы, проведя анализ информации, содержащейся на официальном сайте, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
08.08.2014 г. (в ред. N1) Заказчиком на официальном сайте, были размещены извещение и конкурсная документация по проведению открытого конкурса N 0303300073314000005 на разработку схемы водоснабжения и водоотведения до 2025 г. г. Избербаш.
Начальная (максимальная) цена контракта 1 533 333 руб.
В пункте 18.2 раздела III "Информационная карта конкурса" указаны следующие обязательные требования к участнику размещения заказа:
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ: - в случае если участник закупки будет выполнять работы лично, без привлечения субподрядчиков:
1.копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, по видам работ, предусмотренным объектом осуществляемой закупки
2.копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, по видам работ, предусмотренным объектом осуществляемой закупки или
- в случае, если участник закупки будет привлекать для исполнения контракта субподрядчиков: копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса России:
"Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства".
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении":
схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Указанное требование к содержанию схем водоснабжения и водоотведения не соответствует по своей сути определению состава проектной документации, приведенного в Градостроительном кодексе РФ.
Пункт 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. N782, предусматривает возможность разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, который не может являться членом саморегулируемой организации и не может иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к проектным работам.
Этот же пункт Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения допускает возможность привлечения в качестве разработчиков схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц без каких-либо дополнительных требований к ним.
Таким образом, Правила предусматривают равные требования как к уполномоченному органу местного самоуправления, который не может являться членом саморегулируемой организации и не может иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к проектным работам, так и к юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, жалоба Заявителя признана обоснованной.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличия у участника конкурса свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (СРО), является необоснованным и нарушает положения части 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, данное нарушение было устранено Заказчиком путем внесения изменений в конкурсную документацию на основании решения Заказчика (организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчика) от 20.08.2014.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что на момент рассмотрения жалобы в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Анализ проекта контракта, содержащегося в аукционной документации, показал, что в нарушение вышеуказанной нормы Заказчик не включил в контракт обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Анализ проекта контракта показал, что в нарушение вышеуказанных норм Заказчик не установил размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу НП СРО Северо-Кавказских предприятий ЖКХ признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ч. 5, 8 и 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы должностному лицу для решения вопроса о привлечении ответственных лиц к административной ответственности
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
А.А. Сулейманова
М.А. Магомедов
Исполнитель:
Магомедов М.А.(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 августа 2014 г. N 448К/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2014