Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 7 августа 2014 г. N 07-103/14
резолютивная часть решения объявлена 07.08.2014 г.
в полном объеме решение изготовлено 12.08.2014 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя уполномоченного органа - Местной администрации Урванского муниципального района КБР (далее - уполномоченный орган) в лице без права дачи пояснений по существу жалобы;
в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "СМУ-22" (далее - ООО "СМУ-22", заявитель) и муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N6" г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу ООО "СМУ-22" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104300002514000041 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания дошкольного блока МКОУ СОШ N6" (далее - закупка, аукциона), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе" и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе в части установления размера штрафа в проекте муниципального контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств сторонами.
Так, согласно пункту "б" части 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - ПП от 25.11.2013 N1063) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде - 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, тогда как в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 7.3.2 части 7 проекта государственного контракта установлен размер штрафа - 2,5% от цены муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 7.4.3 части 7 проекта муниципального контракта заказчиком предусмотрен размер штрафа - 10% цены муниципального контракта. Однако, на основании пункта "б" части 4 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей. Следовательно, заказчиком нарушена часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системы.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определения поставщика; провести внеплановую проверку; обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования результатов торгов либо внесением изменений в документацию об аукционе; при наличии состава административного правонарушения в действиях должностных лиц заказчика и уполномоченного органа привлечь соответствующих должностных лиц к административной ответственности.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
17.07.2014 г. 11:14 ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru (http://www.sberbank-ast.ru) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0104300002514000041 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания дошкольного блока МКОУ СОШ N6". Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 16 021 848,00 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 17.07.2014 г. 14:00 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 02.08.2014 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 04.08.2014 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 07.08.2014 г. в 09:55 ч.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что в пункте 7.3.2 части 7 проекта государственного контракта установлен размер штрафа - 2,5% от цены муниципального контракта, тогда как в соответствии с пунктом "б" части 5 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде - 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно пункту 7.4.3 части 7 проекта муниципального контракта предусмотрен размер штрафа - 10% цены муниципального контракта. Однако, на основании пункта "б" части 4 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей. Следовательно, при формировании и утверждении документации об аукционе допущены нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик утвердил документацию об аукционе с нарушением требования законодательства о контрактной системе.
В ходе анализа осуществляемой закупки Комиссией установлено несоответствие извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе в части "Срока выполнения работ", а именно, в извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: "Срок выполнения работ - до 1 декабря 2014 года", а в документации об аукционе указано "Срок выполнения работ - в течении 20 дней с момента заключения муниципального контракта". Указанное несоответствие вводит участников закупки в заблуждение.
В пункте 24 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено "Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены .......... пунктом 23 настоящей документации _...".
Согласно пункту 23 Информационной карты документации об аукционе "Дата проведения электронного аукциона - 07.08.2014 г. Время проведения устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик". Непредставление документов и информации предусмотренных пунктом 23 Информационной карты документации об аукционе не является основанием для отклонения заявок участников закупки, так как в соответствии с законодательством о контрактной системе перечень оснований для отклонения заявок является исчерпывающим и содержится в части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и в пункте 24 Информационной карты аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В подпункте 2 пункта 20 Информационной карты документации об аукционе предусмотрены требования, предъявляемые к участникам аукциона в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе, в частности, требование правомочности участника закупки заключить контракт. Вышеуказанное требование является дополнительным требованием к участникам закупки и нарушающим норму части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как "Правомочность участника закупки заключить контракт", предусмотренная в пункте 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы, утратила юридическую силу в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 г. N140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системы предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В гранд-смете, приложенной к документации об аукционе и размещенной на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, предусмотрен вид работы: Огнезащитное покрытие деревянных конструкций составом "Пирилакс" любой модификации при помощи аэрозольно-капельного распыления для обеспечивания: для обеспечения показателей пожарной опасности древесины Г1, РП1, В1, Д2, Т2, по НПБ 244 и для получения трудногорючей и медленно распространяющей пламя древесины по ГОСТ 12.1.044.; Антисептик - антипирен "ПИРИЛАКС СС-2" для древесины.
Данный вид "12.8.Антисептирование деревянных конструкций" входит в перечень работ, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Лицо, выполняющее работы по строительству, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Требование ко второй части заявки на участие в аукционе регламентированы частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Следовательно, для выполнения соответствующей работы необходимо наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства (далее - СРО) вид работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство Перечня.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СМУ-22" обоснованной.
2.Признать в действиях Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N6" г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР, Местной администрации Урванского муниципального района КБР нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, частей 5 и 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N6" г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР, Местной администрации Урванского муниципального района КБР, единой комиссии Местной администрации Урванского муниципального района КБР, ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 7 августа 2014 г. N 07-103/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2014