Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 3 сентября 2014 г. N 04-02/7861
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" (далее - ООО "Навигатор-Т") исх. N 20-01/1377 от 27.08.2014 (вх. от 27.08.2014 N 2104эл) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" при осуществлении закупки способом электронного аукциона "На поставку универсальных фильтрующих самоспасателей ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в 2014 году" (далее - электронный аукцион, жалоба, ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер"), извещение N 0307200002614000052,
УСТАНОВИЛА:
1. Коми УФАС России известило о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Навигатор-Т" исх. от 29.08.2014 N 04-02/7656.
Коми УФАС России известило о времени и месте рассмотрения жалобы закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") исх. от 29.08.2014 N 04-02/7657.
Коми УФАС России известило о времени и месте рассмотрения жалобы ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" исх. от 29.08.2014 N 04-02/7655.
ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" заявлено ходатайство исх. от 01.09.2014 N 2144эл о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер".
Жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО "Навигатор-Т", ЗАО "Сбербанк-АСТ", ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер".
2. Одновременно с рассмотрением жалобы проводится внеплановая проверка осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "На поставку универсальных фильтрующих самоспасателей ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в 2014 году", извещение N 0307200002614000052.
3. ООО "Навиготор-Т" обжалуются действия заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в части установления разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе "На поставку универсальных фильтрующих самоспасателей ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в 2014 году" (далее - документация об электронном аукционе) требований, которым соответствует один самоспасатель - противогаз - самоспасатель "Шанс-Е", что по мнению ООО "Навигатор-Т" влечет за собой ограничение количества участников закупки:
- о соответствии ГОСТ Р 53261-2009 и Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (когда как заказчик - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер", обязан установить требования, установленные к данному виду продукции Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности);
- к гарантийному сроку хранения самоспасателя фильтрующего - не менее 6 лет, с возможностью пролонгации на срок не менее 6 лет, что должно подтверждаться руководством по применению изделия;
- наличие клапана вдоха;
- сумка самоспасателя фильтрующего должна иметь окантовку из светоотражающего канта, или светоотражающие наклейки со всех сторон сумки;
- наличие в комплекте поставки обучающих плакатов в форме А3, выполненных типографским способом в цвете.
- капюшон самоспасателя должен быть удобным при надевании и иметь внутреннюю систему натяжения оголовья, автоматически обеспечивающую прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователя внешнего оголовья, согласно изображению товара, однако заказчик - не разместил изображение товара, которому должно соответствовать предлагаемое изделие, что не позволяет участнику закупки определить потребности заказчика.
ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в отзыве на жалобу исх. от 01.09.2014 N 978 заявлены возражения относительно позиции ООО "Навигатор-Т".
4. ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" явилось заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона.
Наименование объекта закупки - "Поставка универсальных фильтрующих самоспасателей ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в 2014 году".
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения, поступившие за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на иные цели на проведение мероприятий в целях исполнения требований органов государственного пожарного надзора.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307200002614000052, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 20.08.2014 14:54.
Дата и время начала подачи заявок: 20.08.2014 15:00.
Дата и время окончания подачи заявок: 28.08.2014 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 29.08.2014.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 01.09.2014.
Документация об электронном аукционе утверждена заместителем главного врача по лечебной части ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" - 19.08.2014.
5. Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
5.1. Разделом III "Наименование и описание объекта закупки "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено требование:
- Качество фильтрующего самоспасателя должно подтверждаться сертификатом соответствия ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ.
Безопасность фильтрующего самоспасателя должна подтверждаться сертификатом соответствия Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
Согласно пункту 5.5. Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
В пункте 17 Приложения N 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) указано:
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование средств индивидуальной защиты |
Форма подтверж-дения соответствия |
Класс риска |
Схема сертификации или деклари-рования |
Примечание |
|
|
II. Средства индивидуальной защиты от химических факторов |
|||||
17. |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие |
сертификация |
второй |
1С, 3С, 4С, 5С, 6С |
-"- |
В соответствии с частью 1 статьи 145 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о требованиях пожарной безопасности) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории РФ осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
На основании части 3 статьи 145 Закона о требованиях пожарной безопасности обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям Закона о требованиях пожарной безопасности осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
В силу части 4 статьи 145 Закона о требованиях пожарной безопасности обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются Законом о требованиях пожарной безопасности и (или) федеральными законами о технических регламентах, содержащих требования к отдельным видам продукции.
Как установлено пунктом 1 статьи 7 Закона о техническом регулировании, технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие в том числе пожарную безопасность.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Как следует из содержания таблицы 26 Приложения к Закону о требованиях пожарной безопасности, самоспасатели относятся к средствам индивидуальной защиты людей при пожаре.
Соответственно, можно сделать вывод, что они подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности.
В свою очередь, данное соответствие, согласно части 3 статьи 145 Закона о требованиях пожарной безопасности, может быть подтверждено посредством обязательной сертификации.
Таким образом, действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер", в части установления требования о наличии сертификата соответствия технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" не противоречат Закону о контрактной системе.
Наряду с прочим ООО "Навигатор-Т" в жалобе указывает, что сертификат соответствия технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" имеют следующие изделия: ГДЗК, ГДЗК - EN, ГДЗК-А, УФМС "Шанс"-Е, и Феникс-2.
Следовательно, установление вышеуказанного требования не ограничивает количества участников электронного аукциона.
5.2. Разделом III "Наименование и описание объекта закупки "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено требование:
- Гарантийный срок хранения - не менее 6 лет. В целях увеличения жизненного цикла товара у самоспасателя должна быть предусмотрена возможность пролонгации срока гарантийного хранения на срок не менее 6 лет, осуществляемая заводом-изготовителем. Возможность пролонгации срока гарантийного хранения должно подтверждаться руководством по применению (паспортом) самоспасателя.
В жалобе ООО "Навигатор" указывает: требование к гарантийному сроку хранения самоспасателя фильтрующего - не менее 6 лет, с возможностью пролонгации на срок не менее 6 лет, что должно подтверждаться руководством по применению изделия, ограничивает круг участников, так как срок гарантийного хранения 6 лет и такая пролонгация на 6 лет предусмотрена только УФМС "Шанс".
Согласно подпункту 4.2.1. пункта 4.2. ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009) срок службы самоспасателя в ожидании применения - не менее 5 лет.
ГОСТ Р 53261-2009 устанавливает минимальный срок хранения, при этом не ограничивает максимальный срок хранения.
Как указывает заказчик - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в отзыве исх. от 01.09.2014 N 978 на жалобу: под пролонгацией понимается продление срока гарантийного хранения путем замены вышедших из строя элементов на новые с последующей проверкой соответствия товара в аккредитованной лабораториина требования ГОСТ Р 53261-2009.
Данному требованию соответствуют самоспасатели фильтрующие разных производителей: УФМС "Шанс", "Прометей"
Следовательно, действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в части установления указанных характеристик товара не противоречит Закону о контрактной системе.
5.3. Разделом III "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено требование:
- о наличии клапана вдоха.
Согласно подпункту 11 пункта 4.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" противоаэрозольные средства индивидуальной защиты должны иметь клапана вдоха и выдоха, при этом конструкция клапанов вдоха и выдоха должна исключать функционирование клапанов выдоха в цикле вдоха или клапанов вдоха в цикле выдоха.
Таким образом, действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в части установления указанных характеристик товара не противоречит Закону о контрактной системе.
Наряду с прочим, как указывает заказчик - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в отзыве исх. от 01.09.2014 N 978 на жалобу: заказчику не требуется самоспасатель фильтрующий предназначенный только для применения при пожаре. Заказчику требуется универсальный самоспасатель, который защищает от паров, газов и аэрозолей.
Данному требованию соответствуют самоспасатели фильтрующие разных производителей: УФМС "Шанс", "Прометей"
Следовательно, установление вышеуказанного требования не ограничивает количества участников электронного аукциона.
5.4. Согласно пункту 4.5. "Требования к герметичной упаковке и футляру (сумке)" ГОСТ Р 53261-2009:
- на футляре (сумке) самоспасателя должны быть нанесены пиктограммы по правилам приведения в действие самоспасателя.
- герметичная упаковка и футляр (сумка) самоспасателя должны позволять их быстрое вскрытие руками, но препятствовать случайному вскрытию.
Испытания следует проводить в соответствии с 7.14.
- футляр (сумка) самоспасателя должен быть опечатан предприятием-изготовителем.
- Требования к маркировке
Маркировка герметичной упаковки или футляра (сумки) самоспасателя должна содержать информацию о назначении самоспасателя, а также следующие сведения:
- наименование или условное обозначение изделия;
- номер технических условий (ТУ) и (или) номер стандарта;
- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя (фирмы);
- страна-изготовитель;
- заводской номер партии;
- дата изготовления (месяц, год) и срок хранения, или дата истечения срока хранения (дата ближайшей проверки);
- информация на русском языке о том, что фильтрующий самоспасатель допускается использовать только при условии, если концентрация кислорода в окружающей среде составляет не менее 17% (об.).
В разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено требование: сумка спасателя должна иметь вшитую светоотражающую окантовку (ленту), или светоотражающие наклейки (фликеры) со всех сторон.
ГОСТ Р 53261-2009 не устанавливает обязательных требовании к сумке спасателя, которая должна иметь вшитую светоотражающую окантовку (ленту), или светоотражающие наклейки (фликеры) со всех сторон. Вместе с тем, в разделе 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержится обоснование необходимости использования данного требования: "Для лучшей видимости в плохо освещенном помещении".
Таким образом, действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в части установления требования: сумка спасателя должна иметь вшитую светоотражающую окантовку (ленту), или светоотражающие наклейки (фликеры) со всех сторон не противоречит Закону о контрактной системе.
5.5. В жалобе ООО "Навигатор-Т" указывает, что в разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено требование:
- о наличии в комплекте поставки обучающих плакатов в форме А3.
В разделе 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержится обоснование необходимости использования данного требования: "для обучения персонала".
Таким образом, действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в части установления требования о наличии в комплекте поставки обучающих плакатов в форме А3 не противоречит Закону о контрактной системе.
5.6. В жалобе ООО "Навигатор-Т" указывает, что в разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено требование: - капюшон самоспасателя должен быть удобным при надевании и иметь внутреннюю систему натяжения оголовья, автоматически обеспечивающую прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья, согласно изображению товара. Однако, заказчик - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер", не разместил изображение товара, которому должно соответствовать предлагаемое изделие.
Изображение товара должно содержаться на обучающих плакатах в форме А3, которые представляет участник электронного аукциона при поставке товара.
Следовательно, бездействие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" в части неразмещения изображения товара, не противоречит Закону о контрактной системе.
6. Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона о контрактной системе. В числе требований к участникам закупки, определенных статьей 31 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ), отсутствует требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Подпунктом 2 пункта 3 раздела 1 "инструкция (Общие сведения)" документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам электронного аукциона установлено требование о правомочности участника электронного аукциона заключать контракт.
Действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер", в части установления требования в документации об электронном аукционе к участникам электронного аукциона о правомочности участника электронного аукциона заключать контракт, противоречит требованиям статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6.1. В части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В числе требований, определенных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе отсутствует требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с подпунктом 2 части 5 пункта 13 "Подача заявок на участие в аукционе" документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочими, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным, п/п 1,2 (для сведения: документами подтверждающими правомочность участника закупки заключать контракт, могут являтся выписка из ЕГРЮЛ, решение и (или приказ о назначении) и (или) об избрании и т.п. документы).
Действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер", в части установления требования в документации об электронном аукционе о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, противоречит требованиям части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер", в виде установления требования в документации об электронном аукционе к участникам электронного аукциона о правомочности участника электронного аукциона заключать контракт, противоречащим требованиям статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер", в виде установления требования в документации об электронном аукционе о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, противоречащим требованиям части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В виду того, что вышеуказанные действия заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинский противотуберкулезный диспансер" не повлияли на результаты закупки, не ущемили интересов участников закупки путем проведения электронного аукциона предписание не выдавать.
5. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 3 сентября 2014 г. N 04-02/7861
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2014