Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 6 августа 2014 г. N 05-05-06/130-14
Резолютивная часть решения объявлена 06.08.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.08.2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Хаджиев Ф.А. - врио руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Черепанов А.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
в отсутствии надлежащим образом уведомленных представителей заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы.
рассмотрев жалобу (вх. N 3973 от 30.07.2014 года) ООО "Санмал" (667000, г. Кызыл, ул. Каменистая, 15) на действия аукционной комиссии Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме N 0112200000814002031 на поставку продуктов питания (овощи) для нужд ГБС (К) ОУ Чербинская школа-интернат 8 вида" и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчиков, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Санмал" аукционная комиссия необоснованно признала не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, аукционной документации в электронной форме вторую часть заявки подателя жалобы ввиду отсутствия декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, поскольку во второй части заявки имеется указание на "принадлежность к субъектам малого бизнеса".
Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку электронного аукциона N 0112200000814002031 на поставку продуктов питания (овощи) для нужд ГБС (К) ОУ Чербинская школа-интернат 8 вида", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 15.07.2014 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000814002031 на поставку продуктов питания (овощи) для нужд ГБС (К) ОУ Чербинская школа-интернат 8 вида", начальная (максимальная) цена контракта - 120 440 рублей.
Документация об электронном аукционе N 0112200000814002031 на поставку продуктов питания (овощи) для нужд ГБС (К) ОУ Чербинская школа-интернат 8 вида" утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 15.07.2014 года N 1039.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000814002031 от 24.07.2014 г. до окончания срока подачи заявок подано 5 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 28.07.2014 г. наименьшее ценовое предложение подал участник под N 5 - 119 235,6 (рублей), второе ценовое предложение после победителя поступило от участника N 3 (119 837,8 рублей).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.07.2014 г. на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, аукционная комиссия приняла решение о несоответствии заявок N 3 (ИП Исаев А.Ю.) и N 5 (ООО "Санмал") на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме ввиду отсутствия декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. В результате принятия решения о несоответствии всех вторых частей заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукцион в электронной форме N 0112200000814002031 признан несостоявшимся.
Пунктом 7 части 2 Информационной карты документации электронного аукциона установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - закупка у субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Подпунктом 5 пункта 21 части 2 Информационной карты электронного аукциона установлено требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе или копии этих документов.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие, в том числе следующим условиям:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Такие закупки осуществляются в том числе путем проведения электронных аукционов.
Как следует из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В результате изучения аукционной документации и вторых частей заявок участников закупки N 0112200000814002031 Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что во второй части заявки участник закупки N 5 (ООО Санмал) декларирует свою принадлежность к "субъектам малого бизнеса". Кроме того, вторая часть заявки ООО "Санмал" содержит балансовую стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), сведения о среднесписочной численности работников (1 человек) за предшествующий календарный год (по состоянию на 01.01.2014 г.), идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно толковому словарю русского языка Ожегова под понятием "бизнес" понимается предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Понятие делится на малый и средний бизнес. Заняться бизнесом. Делать бизнес на чем-нибудь (получать доход, а также наживаться).
Современный экономический словарь под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. (издательство "ИННФРА-М, 2006 г.) объединяет и отождествляет слова "предпринимательство и бизнес" и раскрывает их значение как "инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена)"
Согласно "Словарю иностранных слов" слово "бизнес" является заимствованием из английского языка и означает - коммерческую деятельность, дающую прибыль; предпринимательство, дело. Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье, тщательно исправленное и значительно дополненное (более 5000 новых слов) преимущественно социально-политическими терминами, вошедшими в жизнь в последние годы. СПб., Издание В. И. Губинского, 1910.)
Также лексико-семантическое значение слов "бизнес" и "предпринимательство" раскрывается в научных работах Никифоровой Е.Б. "Семантическая эволюция лексической системы русского языка: тенденции, векторы, механизмы", Стерниной И.А., Саломатиной М.С. "Семантический анализ слова в контексте" 2011 г., где слово бизнес означает предпринимательскую деятельность, приносящую доход.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что слова "предпринимательская деятельность" и "бизнес" являются тождественными и имеют одинаковое лексическое значение "предпринимательская деятельность, приносящая, доход" и следовательно участник аукциона в электронной форме ООО "Санмал" продекларировав в составе второй части заявки свою принадлежность к субъектам малого бизнеса имел ввиду принадлежность к субъектам малого предпринимательства, о чем свидетельствует перечень документов, приложенных во второй части заявки, подтверждающих в соответствии с Законом о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, принадлежность ООО "Санмал" к субъектам малого предпринимательства: балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), сведения о среднесписочной численности работников (1 человек) за предшествующий календарный год (по состоянию на 01.01.2014 г.), идентификационный номер налогоплательщика.
На основании вышеизложенного следует, что аукционная комиссия уполномоченного органа нарушила пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в части неправомерного признания не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации аукциона в электронной форме заявки участника N 5 (ООО "Санмал") по причине непредставления документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Санмал" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушившей пункт 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части неправомерного признания не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и аукционной документации аукциона в электронной форме заявки участника ООО "Санмал" по основаниям указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 28.07.2014 г.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа и уполномоченному органу Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системы.
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
А.В. Черепанов
А.В. Саин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 6 августа 2014 г. N 05-05-06/130-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2014