Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 сентября 2014 г. N 05-05-06/159-14
Резолютивная часть решения объявлена 29.08.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.09.2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Черепанов А.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Дамба-Хуурак Ч.О. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства":
- "___", действующая на основании доверенности от "_.." г. N "..";
- "___", действующая на основании доверенности от "__" г. N "..";
от подателя жалобы - ИП Бедаревой В.А.:
- "__", действующая на основании доверенности от "__"г. N "__",
рассмотрев жалобу (вх. N 4665 от 25.08.2014 года) ИП Бедаревой В.А. ("__") на действия государственного заказчика при проведении открытого конкурса N 0312100005614000060 на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и Заказчика в судах Российской Федерации в 2014 -2015 годах (по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Енисей") и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП Бедаревой В.А. конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" нарушают ее права и законные интересы.
Представитель подателя жалобы на заседании Комиссии поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представители государственного заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что конкурсная документация разработана в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, в связи с чем, права и законные интересы ИП Бедаревой В.А. не нарушены.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы сторон и проведя внеплановую камеральную проверку открытого конкурса N 0312100005614000060 на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и Заказчика в судах Российской Федерации в 2014 -2015 годах (по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Енисей"), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 31.07.2014 года размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0312100005614000060 на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и Заказчика в судах Российской Федерации в 2014 -2015 годах (по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Енисей"), начальная (максимальная) цена контракта - 4 987 500 рублей.
Документация открытого конкурса на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и Заказчика в судах Российской Федерации в 2014 -2015 годах (по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Енисей") утверждена приказом Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" от 28.07.2014 года N 14.
1. Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона о контрактной системе.
Из статьи 447 ГК РФ следует, что договор может быть заключен двумя способами - путем проведения торгов и без проведения торгов. При этом ни Гражданский кодекс, ни Закон о размещении заказов не содержат положений, исключающих применение названной нормы Кодекса к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов.
В соответствии пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, запрет привлекать к исполнению государственного контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения конкурса, а не требование к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения конкурса, поэтому включение этого условия в документацию об открытом конкурсе не противоречит положениям статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии со статьей 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
При таких обстоятельствах, довод ИП Бедаревой В.А. о включении требования об оказании услуг лично является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в частности, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного определения предмета торгов и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом соблюдения запретов на требования к товару, информации, работам и услугам, потенциально ограничивающие количество участников закупки.
Документация об открытом конкурсе разрабатывается и утверждается исходя из потребностей заказчика, специфики его деятельности, при этом в документации открытого конкурса должно быть указано место оказания услуг.
Как следует из материалов жалобы, государственный заказчик - Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" принимая во внимание специфику предоставляемых услуг, установило требование к месту оказания услуг: по месту нахождения владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 4.1 раздела 3 конкурсной документации).
Спецификой предоставляемых услуг является то, что у государственного заказчика на момент размещения извещения о проведении открытого конкурса N 0312100005614000060 фактически отсутствует возможность уточнения в каком субъекте Российской Федерации потребуются юридические услуги.
Кроме того, разделом "Приглашение к участию в открытом конкурсе" конкурсной документации определено, что в открытом конкурсе могут принимать участие любые юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при условии данные участники относятся к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" указанные выше требования в конкурсной документации установлены в рамках Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод ИП Бедаревой В.А. об объединении в один лот услуг, оказываемых на нескольких территориях субъектов Российской Федерации ограничивающих круг участников закупки является необоснованным.
3. Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 5.1 проекта государственного контракта исполнитель обязуется исполнять все поручения, требования, предписания заказчика (письменные) по вопросу исполнения государственного контракта в сроки, указанные Заказчиком.
Предметом государственного контракта является оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и Заказчика в судах Российской Федерации в 2014 -2015 годах (по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Енисей").
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 проекта государственного контракта количество актов предаваемых исполнителю в целях оказания услуг по настоящему Контракту составляет не менее 150 шт.
Согласно раздела 5 конкурсной документации обоснование начальной (максимальной) цены контракта указано в приложении N 6.
Согласно Приложения N 6 конкурсной документации объем оказания услуг составляет 150 актов.
Таким образом, указанное выше обязательство исполнителя установлено государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" в рамках исполнения государственного контракта. Следовательно, довод ИП Бедаревой В.А. о неправомерном установлении в проекте государственного контракта требований об исполнении иных поручений является необоснованным.
4. В соответствии пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного определения предмета торгов и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом соблюдения запретов на требования к товару, информации, работам и услугам, потенциально ограничивающие количество участников закупки.
Документация об открытом конкурсе разрабатывается и утверждается исходя из потребностей заказчика, специфики его деятельности.
Таким образом, довод ИП Бедаревой В.А. о неправомерном установлении требований к срокам искового производства является необоснованным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.3 проекта государственного контракта Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств, если оно явилось следствием обстоятельств, не зависящих от исполнителя, а именно - процессуальных сроков рассмотрения исковых заявлений в судебных органах.
5-6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно технической задании и проекта государственного контракта исполнитель обязан провести претензионную работу, в целях досудебного урегулирования спора.
Законом о контрактной системе не предусмотрен запрет на установление требования к претензионной работе.
Таким образом, доводы ИП Бедаревой В.А. о неправомерном установлении требования к исполнителю о выполнении претензионной работы является необоснованными.
7. В соответствии с пунктом 5.3 Приложения N 3 (Техническое задание) конкурсной документации установлено следующее требование заказчика:
- ежемесячное предоставление отчета (по форме Заказчика) не позднее 25 числа каждого месяца о взыскании вреда по исполнительным листам с приложением к нему соответствующих материалов на бумажном и электронном носителе о проведенной работе в рамках исполнительного производства.
При этом, конкурсная документация не содержит требования к форме отчета, следовательно, участники закупки предоставляют данную форму по своему усмотрению.
Таким образом, довод ИП Бедаревой В.А. о не установлении формы отчета является необоснованным.
8. В соответствии с пунктом 5.2 Приложения N 3 (Техническое задание) конкурсной документации установлено следующее требование к работе по подготовке искового заявления:
- оплата государственной пошлины в налоговые органы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) - немедленно после получения отказа в признании претензионных требований либо неполучения ответа на претензию в установленный срок.
Согласно части 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Таким образом, довод ИП Бедаревой В.А. о не установлении требования к срокам оплата государственной пошлины в налоговые органы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ является необоснованным.
9. Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть (часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru разъяснения положений конкурсной документации размещены 20.08.2014 г., тогда как запрос на разъяснение направлен 20.08.2014 г. Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" даны ответы на все вопросы, указанные в запросе на разъяснение положений конкурсной документации.
Таким образом, довод ИП Бедаревой В.А. о не даче разъяснений положений конкурсной документации является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Бедаревой Валентины Андреевны не обоснованной.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
А.В. Черепанов
Ч.О. Дамба-Хуурак
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 сентября 2014 г. N 05-05-06/159-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2014