Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 августа 2014 г. N 06-577/14т
изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - зам. начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Р-Фарм" (далее - ЗАО "Р-Фарм", заявитель, Общество): Гаврильева Л.И. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" (далее - заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от Аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее по тексту - аукционная комиссия, Госкомзаказ РС (Я), уполномоченный орган): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ЗАО "Р-Фарм" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронных аукционов на поставку лекарственного препарата "Ропивакаин" (извещение N 0116200007914005497), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
30 июля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ЗАО "Р-Фарм" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронных аукционов на поставку лекарственного препарата "Ропивакаин" (извещение N 0116200007914005497).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06 августа 2014 года в 16 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО "Р-Фарм" поддержала жалобу в полном объеме и пояснила, что заявитель обжалует применение преференции в отношении заявителя, а именно снижение цены контракта, предложенной участником закупки на 15%.
Указывает, что предложенной участником данный лекарственный препарат не имеет российских, казахстанских и (или) белорусских аналогов, единственный препарат с МНН "Ропивакаин" с торговым наименованием "Наропин" зарегистрировано иностранным производителем Астра Зенека АБ, Швеция.
Следовательно, преференция не может быть применена, поскольку другие участники аукциона не имели возможности предложить к поставке препарат российского, казахстанского и (или) белорусского производства.
Просит выдать предписание заказчику заключить контракт по цене предложенной участником закупки, без применения преференции.
Представитель уполномоченного органа, аукционной комиссии пояснил следующее по жалобе ЗАО "Р-Фарм".
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 4 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Частью 1 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) установлена императивная норма, определяющая условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно ч. 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В п. 1 Приказа N 155 установлен код ОКДП 24.4 "Препараты фармацевтические, продукты медицинские химические и продукты лекарственные растительные".
Поскольку в поставке требовался фармацевтический препарат в п. 25 Информационной карты аукционной документации предусмотрены запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Первой части заявки участник N 3 предложил к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Препидил" производства Швеция.
Указание заявителя на пп. "в" п. 8 Приказа не состоятельно, поскольку заказчик и уполномоченный орган в соответствии п. 1 Приказа обязаны установить запрет и ограничения связи с тем, что код поставляемого товара входит перечень кодов установленных в п. 1 Приказа.
Довод заявителя о том, что уполномоченный орган принял решение о снижении цены договора, считают безосновательным, так как сумма расчета вычета из предложенной цены контракта производится автоматически электронной площадкой, что подтверждается протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
Сообщают, что решение о применении или не применении преференции принимается заказчиком при заключении контракта на основании заявки представленной участником закупки.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
02 июля 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" размещены извещение N 0116200007914005497 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата "Ропивакаин", а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 70 062,60 руб.
15 июля 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007914005497-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило шесть заявок с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
18 июля 2014 года на сайте электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" проведен электронный аукцион, предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер |
1 |
Участник N3 |
18-07-2014 09:23:45 [GMT +10] |
60 501.69 |
RUR |
Заявка N3 |
2 |
Участник N2 |
18-07-2014 09:21:53 [GMT +10] |
60 852.00 |
RUR |
Заявка N2 |
3 |
Участник N4 |
18-07-2014 09:15:11 [GMT +10] |
64 457.64 |
RUR |
Заявка N4 |
4 |
Участник N1 |
18-07-2014 09:09:18 [GMT +10] |
69 712.29 |
RUR |
Заявка N1 |
22 июля 2014 года проведена процедура рассмотрения вторых частей и подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007914005497-2.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия признала вторые части заявок участников закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4 соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ЗАО "Р-Фарм" признала обоснованной на основании следующего.
Заявитель обжалует снижение цены контракта, предложенной участником закупки на 15%. Указывает, что поставляемый товар (лекарственный препарат) не имеет российских (белорусских, казахских) аналогов, следовательно, преференция не может быть применена.
По смыслу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Так, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 года N 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства при осуществлении закупок для нужд заказчиков (далее - Приказ N 155).
Согласно извещению N 0116200007914005497 о проведении открытого аукциона в электронной форме предметом данной закупки является поставка лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием "Ропивакаин" (далее - МНН).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит МНН лекарственного препарата, а также определены характеристики препарата:
N |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, дозировка |
Упаковка лекарственного препарата |
Ед.изм. |
К-во |
1 |
Ропивакаин |
раствор для инъекций 7,5 мг/мл |
10 мл - ампулы полипропиленовые - упаковки ячейковые контурные (5) - пачки картонные |
уп |
60 |
Как следует из материалов дела, участник закупки N 4 (ООО "Фарм-Сиб") подавая заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме указал в функционале электронной торговой площадки, что поставка включает товар российского происхождения, что и послужило основанием для снижения цены контракта победителя открытого аукциона в электронной форме ЗАО "Р-Фарм" на 15 %.
При этом, все четыре участника закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3,4 предложили к поставке лекарственные препараты с МНН "Ропивакаин" с указанием торгового наименования "Наропин", производство Швеция.
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся, в том числе государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) (далее - ГРЛС) по МНН "Ропивакаин" (раствор для инъекций) зарегистрированы лекарственные средства с торговыми наименованиями "Наропин" и "НаропинR", производства Швеции "АстраЗенека АБ" и Великобритании "АстраЗенека ЮК Лимитед".
Согласно п. 3 Приказа N 155 участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа.
Подпунктом "в" п. 8 Приказа N 155 установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если, в заявках на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
При этом, как было выше установлено, все четыре участника закупки предложили к поставке лекарственный препарат иностранного происхождения.
Между тем, в п. 25 Информационной карты аукционной документации уполномоченным органом предусмотрены запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Приказом N 155.
Аналогичное требование установлено и извещении N 0116200007913005497 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственного препарата "Ропивакаин", опубликованного 02.07.2014 года на официальном сайте, предусматривающее предоставление преференции на поставку товаров российского, белорусского и (или) казахстанкого происхождения (Приказ N 155): 15 %.
Материалами дела, установлено, что по международному непатентованному наименованию "Ропивакаин", согласно ГРЛС, соответствуют лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Препидил" и "Препидил R", производства Швеции "АстраЗенека АБ" и Великобритании "АстраЗенека ЮК Лимитед", лекарственного препарата российского, белорусского и (или) казахстанского производства соответствующего требованиям, установленным к поставляемому товару в аукционной документации не имеется.
Следовательно, статья 14 Закона о контрактной системе, порядок, определенный в Приказе N 155 в данном случае не применяются.
При изложенных обстоятельствах дела, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что уполномоченным органом неправомерно установлена преференция в отношении товаров российского, белорусского и (или) происхождения в п. 25 Информационной карты аукционной документации.
В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 899, заказчик представляет в уполномоченный орган утвержденные техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), проект контракта (договора). В свою очередь уполномоченный орган утверждает аукционную документацию.
Таким образом, уполномоченным органом нарушено требование ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, пп. "в" п. 8 Приказа N 155.
Частью 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Поскольку установление в п. 25 Информационной карты применения преференции неправомерно, а контракт в силу ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе заключается по цене предложенной победителем электронного аукциона, Комиссией Якутского УФАС России заказчик признан нарушившим ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Жалоба ЗАО "Р-Фарм" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ЗАО "Р-Фарм" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронных аукционов на поставку лекарственного препарата "Ропивакаин" (извещение N 0116200007914005497) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пп. "в" п. 8 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать государственного заказчика ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская центральная районная больница" нарушившим ч. 10 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенного нарушения.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 августа 2014 г. N 06-577/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2014