Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 июля 2014 г. N 06-483/14т
изготовлено в полном объеме 10 июля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя межрегиональной общественной организации защиты и поддержки социальных инициатив "За движение вперед" (далее - МОО "За движение вперед", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом,
от единой комиссии уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее по тексту - уполномоченный орган, единая комиссия, Администрация): Босиков Р.В. (представитель по доверенности);
от муниципального заказчика: муниципального казенного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее - заказчик): Захаров В.И., Иванов А.А. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу МОО "За движение вперед" на действия уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска и заказчика МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" при проведении конкурса с ограниченным участием на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в кварталах N 36, 53, 70, "В", мкр-н 202 г. Якутска (Закупка N 0116300000114001293), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
30 июня 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба МОО "За движение вперед" на действия уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска и заказчика МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" при проведении конкурса с ограниченным участием на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в кварталах N 36, 53, 70, "В", мкр-н 202 г. Якутска.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе Российской Федерации размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения - 07 июля 2014 года в 10 часов 30 минут в помещении Управления Якутского УФАС России, по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 3.06.
До рассмотрения жалобы в адрес УФАС по РС (Я) от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба МОО "За движение вперед" оглашена в полном объеме. Заявитель считает, что заказчик неправомерно избрал способ закупки "конкурс с ограниченны участием", тем самым нарушил требования Закона о контрактной системе, поскольку исчерпывающий перечень видов работ, проводимых конкурсом с ограниченным участием определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1089.
Просит выдать предписание об отмене данного конкурса.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что при проведении конкурса с ограниченным участием Заказчик руководствовался положениями Закона N 44-ФЗ регулирующие порядок проведения открытого конкурса, но с учетом особенностей, установленных нормой статьи 56 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с пункта 1 части 2 статьи 56 Закона ФЗ-44 Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкретизированы случаи проведения конкурса с ограниченным участием, когда предметом закупки является закупка товаров (работ, услуг), которые в силу их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить (выполнить, оказать) только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Одним из указанных случаев является:
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
При принятии решения о выборе способа, муниципальный заказчик исходил из следующих условий:
- Данная закупка является выполнением работ по капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений местного значения.
- Начальная цена контракта превышает 50 млн. рублей.
В статье 3 ФЗ N 257 от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" приводятся основные понятия, используемые в Федеральном законе. Так в соответствии с пунктом 10 указанной статьи, под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги
Ведомость объемов работ, локальная смета, размещенные в официальном сайте в составе документации свидетельствуют, что данные работы относятся к капитальному ремонту.
Указывает, что согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ N 257 от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения). Таким образом, проезды к дворовым территориям относятся к искусственным дорожным сооружениям, предназначенные для проезда для автомобилей и пешеходов.
Кроме того, в соответствии пунктом 11 статьи 5 ФЗ N 257 от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Таким образом, 26 июня 2014 года на официальном сайте было размещено извещение и документация конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в кварталах N 36, 53, 70, "В", мкр-н 202 г. Якутска. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составила - 53 089 000 (Пятьдесят три миллиона восемьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек.
Необходимые к выполнению работы, в соответствии с техническим заданием конкурсной документации, являются капитальным ремонтом автомобильных дорог местного значения и для выявления победителя из участников конкурса, необходимо, чтобы эти самые участники обладали определенного рода квалификацией, опытом работы в данной сфере. То есть Заказчику необходим Подрядчик, который смог бы качественно, в соответствии с техническими условиями и в установленный срок выполнить соответствующие работы.
Указанные обстоятельства и обусловили выбор способа проведения закупки Заказчиком - конкурс с ограниченным участием.
Просит признать жалобу МОО "За движение вперед" необоснованной.
Представители заказчика пояснили, что выбор способа закупки обусловлен частью 6 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1089 исходя из суммы контракта, указывают, что данные виды работ являются искусственными дорожными сооружениями.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
26 июня 2014 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещено извещение N 0116300000114001293 о проведении конкурса с ограниченным участием на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в кварталах N 36, 53, 70, "В", мкр-н 202 г. Якутска, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 53 089 000.00 руб.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок окончания подачи заявок не окончен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части возможности подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу МОО "За движение вперед" считает обоснованной по следующим основаниям.
Как следует из жалобы, заявитель считает действия заказчика и уполномоченного органа неправомерными в части определения способа осуществления закупки.
Согласно частям 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Из материалов дела следует, что способ закупки определен как "конкурс с ограниченным участием", код по ОКДП "45.23.12.140", предмет закупки "ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в кварталах N 36, 53, 70, "В", мкр-н 202 г. Якутска".
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, заказчик при выборе способа закупки руководствовался пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе. Между тем, данная норма отсылает на постановление Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1089, определяющего исчерпывающий перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам проводимым конкурсом с ограниченным участием, к ним относиться:
1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии.
2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации.
3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии.
4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса.
5. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
6. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Из анализа указанных норм следует, что при определении способа осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, должны присутствовать в совокупности три фактора: объект закупки, цена контракта и технологическая сложность выполнения данных работ.
При этом объектами закупки выступают работы на особо опасных, технически сложных объектах капитального строительства, определенных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или искусственных дорожных сооружениях, включенных в состав автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ N 257 от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Из материалов дела следует, что данный объект выполнения работ (виды работ, установленные в описании объекта закупки) не относится к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, определенным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также не относится к искусственным дорожным сооружениям (коду ОКДП 45.21, код ОКДП согласно извещению 45.23.12.140).
Таким образом, уполномоченным органом Окружной администрацией города Якутска и муниципальным казенным учреждением "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" нарушены часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, в части неправомерного выбора способа осуществления закупки, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Жалоба МОО "За движение вперед" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу межрегиональной общественной организации защиты и поддержки социальных инициатив "За движение вперед" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска и муниципального заказчика муниципальное казенное учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" нарушившими часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу Окружной администрации города Якутска и муниципальному заказчику муниципальному казенному учреждению "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 июля 2014 г. N 06-483/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2014