Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 июля 2014 г. N 06-491/14т
изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Волковой Татьяны Николаевны (далее - ИП Волкова Т.Н., заявитель): Волкова Т.Н.,
от уполномоченного органа и аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее по тексту - Единая комиссия, Госкомзаказ РС (Я), уполномоченный орган): Веревкин С.А. (представитель по доверенности),
от заказчика ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска": Артамонов А.И., Филиппов В.П. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ИП Волкова Т.Н. на действия аукционной комиссии Госкомзаказа РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг (или такси) по перевозке работников ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска" в 2014 году (извещение N 0116200007914004549), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона о КС, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
01 июля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Волкова Т.Н. на действия аукционной комиссии Госкомзаказа РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг (или такси) по перевозке работников ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска" в 2014 году (извещение N 0116200007914004549).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 08 июля 2014 года в 10 часов 00 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, заявитель ИП Волкова Т.Н. пояснила следующее.
Решением аукционной комиссии вторая часть заявки заявителя признана не соответствующей требованиям аукционной документации на основании следующего: "На основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА. Участником не представлены документы, предусмотренные согласно п. 21 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (лицензия на перевозку пассажиров)".
С вышеуказанным решением аукционной комиссии заявитель не согласен в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21.04.2011 года (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее также - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Между тем, заявителем в составе второй части заявки были представлены разрешения на 5 легковых автомобилей на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на территории Республики Саха (Якутия), выданные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела, письменное пояснение заказчика было оглашено в полном объеме из содержания, которой следует, что с жалобой заказчик согласен и поясняет следующее.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Целью и назначением данной закупки является перевозка работников учреждения (вызовные врачи, фельдшеры, лаборанты и иные сотрудники), что подразумевает небольшой эскорт легкового автомобиля, от исполнителя не требуется автоперевозка пассажиров более восьми человек.
Заявителем в составе второй части заявки представлены разрешения на 5 легковых автомобилей на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на территории Республики Саха (Якутия), выданные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Представитель уполномоченного органа и аукционной комиссии с жалобой не согласился и пояснил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
В соответствии с п. 3.9 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия)от 28.05.2013 N 2079, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) осуществляет выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
Частью 2 документации "Описание объекта закупки" установлены требования к организации и обеспечению услуг: возможность предоставления до 5 машин единовременно.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 13.10.2012 N 1668 "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)" в приложении N 1 утверждена форма разрешения, имеющая лицевую и оборотную сторону.
Вместе с тем, заявитель во второй части заявки представил изображения трёх разрешений, а также четырех черно-белых копий лицевой стороны разрешений, переведённых в цифровую форму с помощью сканирования.
Таким образом, участник представил в полном объёме только три разрешения, из чего нельзя сделать вывод о соответствии участника требованиям заказчика о возможности предоставления до 5 машин одновременно.
В соответствии с п. 21 части 1 документации "Информационная карта" установлено требование к участникам: предоставление копии действующей лицензии на перевозку пассажиров.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Запросов на разъяснение положений документации в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе от участников не поступало.
Таким образом, участники ознакомились с документацией и согласились с её условиями.
При этом, в составе вторых частей заявок ни один из участников закупки не представил требуемую лицензию, Аукционная комиссия приняла решение признать заявки не соответствующими требованиям документации, руководствуясь п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
В рассматриваемом случае жалоба поступила в Якутское УФАС России 01.07.2014 г., в то время как срок подачи заявок истёк 18.06.2014 г.
Таким образом, действия Аукционной комиссии руководствовавшейся актуальной редакцией документации, представляются правомерными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
09 июня 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора торговой площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" размещено извещение N 0116200007914004549 о проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг (или такси) по перевозке работников ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска", а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 999 836,67 руб.
20 июня 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007914004549-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили две заявки с порядковыми номерами 1, 2.
Аукционная комиссия приняла решение допустить всех участников закупки к участию в электронном аукционе;
23 июня 2014 года проведен электронный аукцион на электронной торговой площадке ОАО "ЕЭТП", предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом:
Порядковый номер заявки |
Наименование участника |
Предложенная цена, в рублях |
1 |
ИП Волкова Татьяна Николаевна |
869 856,35 |
2 |
ИП Степанов Валерий Критикеевич |
874 855,53 |
25 июня 2014 года состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007914004549-2.
Согласно данному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать вторые части заявок участников закупки ИП Волкова Т.Н., ИП Степанов В.К. не соответствующими требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ИП Волкова Т.Н. признала обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу N 0116200007914004549-2 от 25 июня 2014 года аукционная комиссия признала заявку ИП Волкова Т.Н. не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на основании следующего: ""На основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА. Участником не представлены документы, предусмотренные согласно п. 21 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (лицензия на перевозку пассажиров)".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, в п. 21 Информационной карты установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии действующей лицензии на перевозку пассажиров.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 года N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение).
Согласно п. 1 и 3 Положения определен порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:
а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, лицензия требуется при осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Исходя из положений п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и п. 1 Положения, получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:
- автотранспортом меньшей вместимости: восемь и менее (например, такси);
- для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);
- не по регулярным маршрутам, а по заказам.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Следовательно, в данном случае, для оказания транспортных услуг по перевозке работников ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска" необходимо разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выданное уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 21 Информационной карты аукционной документации установлены незаконные требования в части предоставления участниками закупки в составе второй части заявки лицензии по перевозке пассажиров.
Более того, в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком прямо указано о необходимости представления разрешения в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1130-З N 1195-IV "О порядке осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)" (за исключением случая, если оказанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя".
Согласно, ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
По смыслу вышеуказанной статьи Закона обязанностью аукционной комиссии в данной части является проверка соответствия заявок на участие в аукционе требованиям, сформулированным в документации об аукционе заказчиком.
Вместе с тем, решение данного вопроса должно приниматься с учетом специфики осуществляемой закупки, а также требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, согласно требованиям законодательства при участии в данной закупке участник в составе второй части заявки представляет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на территории Республики Саха (Якутия).
Материалами дела установлено, что ИП Волкова Т.Н. в составе второй части заявки представила разрешения на 5 легковых автомобилей на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на территории Республики Саха (Якутия), выданные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Между тем, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона вторая часть заявки заявителя признана несоответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, руководствуясь незаконными требованиями аукционной документации, неправомерно признала вторую часть заявки ИП Волкова Т.Н. несоответствующей требованиям аукционной документации.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа согласился, что в рассматриваемом случае участник закупки представляет разрешение, а не лицензию, отметив при этом, что участник представил в полном объёме только три разрешения, из чего нельзя сделать вывод о соответствии участника требованиям заказчика о возможности предоставления до 5 машин одновременно.
Между тем, в ходе рассмотрения дела заявителем представлено шесть разрешений, пять из которых представлены в составе второй части заявки, также ИП Волкова Т.Н. пояснила о возможности предоставления до пяти легковых автомобилей одновременно. Более того, в положениях аукционной документации не установлено требования о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок определенного количества разрешений.
Таким образом, на основании вышеизложенного, жалоба ИП Волкова Т.Н. подлежит признанию обоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
На момент рассмотрения дела государственный контракт не заключен, таким образом, довод представителя уполномоченного органа о том, что жалоба заявителя не подлежит рассмотрению в связи с истечением срока обжалования, не состоятелен.
Руководствуясь п. 1 ч 15 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Волкова Т.Н. на действия аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг (или такси) по перевозке работников ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска" в 2014 году (извещение N 0116200007914004549) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившей ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 июля 2014 г. N 06-491/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2014