Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2014 г. N 06-584/14т
изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий", заявитель, Общество): Мазур Т.В. (представитель по доверенности),
от Единой комиссии и государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, Упрдор): Ховрова Е.Е., Таранова Е.Г. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении запроса о предоставлении котировок на выполнение аварийно-восстановительных работ на мостовом переходе через р. Суола, км 27+829 автомобильной дороги "Мюрю" в Мегино-Кангаласском улусе (районе) участниками закупки, которые могут осуществить работы соответствии с перечнем поставщиков, прошедших предварительный отбор на выполнение восстановительных работ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316200057414000050), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
31 июля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении запроса о предоставлении котировок на выполнение аварийно-восстановительных работ на мостовом переходе через р. Суола, км 27+829 автомобильной дороги "Мюрю" в Мегино-Кангаласском улусе (районе) участниками закупки, которые могут осуществить работы соответствии с перечнем поставщиков, прошедших предварительный отбор на выполнение восстановительных работ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316200057414000050).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 07 августа 2014 года в 11 часов 00 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, представитель ООО "Меркурий" жалобу поддержала в полном объеме и пояснила следующее.
ООО "Меркурий" признано победителем запроса о предоставлении котировок на выполнение аварийно-восстановительных работ на мостовом переходе через р. Суола, км 27+829 автомобильной дороги "Мюрю" в Мегино-Кангаласском улусе (районе) с предложением о цене контракта в размере 48 800 000, 00 руб.
При процедуре заключения государственного контракта, заказчик в нарушение ст. 34, ст. 82 Закона о контрактной системе указал стоимость выполнения работ 48 800 00,00 руб. минус НДС (18%), тем самым снизив цену контракта на сумму НДС.
Считает, что снижение стоимости цены контракта неправомерным, поскольку цена контракта является твердой. Указывает, что в отношении ООО "Меркурий" применяется упрощенная система налогообложения (далее - УСН 6%).
Ссылается на письма Минэкономразвития РФ, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ.
Также указывает, что п. 3.3 проекта контракта предусматривающий, что, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) цена контракта уменьшается на сумму НДС, не может применяться, поскольку изначальный проект контракта, опубликованный на официальном сайте данный пункт не содержит.
Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог в РС (Я)" с жалобой не согласились и пояснили следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 80 Закона о контрактной системе заказчик провел предварительный отбор на выполнение восстановительных работ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316200057414000050) с целью составления Перечня поставщиков для последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок при чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст. 81 Закона о контрактной системе единая комиссия приняла решение о включении или об отказе включении в Перечень поставщиков участников предварительного отбора, о чем составлен протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 29.04.2014 г.
Согласно указанному протоколу участник закупки ООО "Меркурий" в Перечень поставщиков включен.
В связи сложившейся ситуацией в Мегино-Кангаласском улусе был объявлен режим ЧС.
В соответствии со ст. 82 Закона о контрактной системе заказчиком был проведен запрос о предоставлении котировок на выполнение аварийно-восстановительных работ на мостовом переходе через р. Суола, км 27+829 автомобильной дороги "Мюрю" в Мегино-Кангаласском улусе (районе).
Заказчиком документы о проведении данной закупки (извещение, проект контракта, форма котировочной заявки, ведомость объемов работ с указанием сроков выполнения) были направлены участникам закупки по факсимильной и электронной связи 11 июля 2014 года.
Проект государственного контракта направленный участникам закупки содержал п. 3.3 предусматривающий, что, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Однако, заявителем данный пункт контракта исключен, а п. 3.1 контракта частично изменен.
Указывают, что включение п. 3.3 в проект контракта обоснован тем, что Счетной палатой РС (Я) была проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств. По результатам проведенной проверки составлен акт N 04-19/32 от 27.09.2013 года, где указано, что начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом НДС, следовательно, победители закупок, применяющие УСНО, получают дополнительный доход в виде сумм НДС в цене государственного контракта.
Также считают, что подача самой заявки на участие в закупке означает, что участник согласился со всеми условиями и требованиями осуществления закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
08 апреля 2014 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0316200057414000050 о проведении предварительного отбора на выполнение восстановительных работ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия) с целью составления Перечня поставщиков для последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок при чрезвычайных ситуациях, а также проект государственного контракта.
29 апреля 2014 года проведена процедура рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, о чем составлен протокол N 0316200057414000050.
Согласно указанному протоколу, до срока окончания подачи заявок на участие в предварительном отборе поступили 32 (тридцать две) заявки.
Решением Единой комиссии все участники закупки включены в Перечень поставщиков.
07 июля 2014 года в Мегино-Кангаласском улусе объявлен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 2 ст. 82 Закона о контрактной системе заказчиком был проведен запрос о предоставлении котировок на выполнение аварийно-восстановительных работ на мостовом переходе через р. Суола, км 27+829 автомобильной дороги "Мюрю" в Мегино-Кангаласском улусе (районе).
В силу ч. 5 ст. 82 Закона о контрактной системе в запросе о предоставлении котировок не указывается начальная (максимальная) цена контракта.
11 июля 2014 года запрос о предоставлении котировок направлен участникам закупки в включенным в Перечень поставщиков, сформированный после проведения предварительного отбора - ООО "Меркурий", ООО "Уйгу".
14 июля 2014 года проведена процедура рассмотрения заявок, о чем составлен протокол N ЗК-АВР.
Согласно указанному протоколу, до срока окончания подачи заявок на участие в запросе о предоставлении котировок поступили две заявки от участников закупки ООО "Меркурий" (предложение о цене контракта - 48 800 000,00 руб.), ООО "Уйгу" (предложение о цене контракта - 50 000 000,00 руб.).
Решением Единой комиссии заявки участников закупки ООО "Меркурий", ООО "Уйгу" признаны соответствующими требованиям, установленным в запросе о предоставлении котировок.
Победителем запроса о предоставлении котировок признано ООО "Меркурий" с предложением о цене контракта 48 800 000, 00 руб.
На момент рассмотрения дела государственный контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Меркурий" признала обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует снижение цены контракта на сумму НДС (18 %). Указывает, что Общество находится на упрощенной системе налогообложения.
Особенности проведения запроса о предоставлении котировок установлены в статье 82 Закона о контрактной системе.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 82 Закона о контрактной системе закупка путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера осуществляется без ограничения цены контракта.
В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера заказчик направляет запрос о предоставлении котировок всем участникам закупок, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с перечнем поставщиков.
Согласно ч. 3 ст. 82 Закона о контрактной системе запрос о предоставлении котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в форме электронного документа.
В ходе рассмотрения дела установлено, что заказчик в соответствии с Законом о контрактной системе направил посредством факсимильной и электронной связи участникам закупки, включенным в Перечень поставщиков извещение о проведении запроса о предоставлении котировок, а также проект государственного контракта.
Согласно протоколу N ЗК-АВР от 14 июля 2014 года ООО "Меркурий" признано победителем запроса о предоставлении котировок с предложением о цене контракта 48 800 000, 00 руб.
При процедуре заключения контракта заказчик снизил цену контракта на сумму НДС (18%) сославшись на п. 3.3 государственного контракта предусматривающий, что, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) цена контракта уменьшается на сумму НДС
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 82 Закона о контрактной системе с победителем запроса котировок на условиях, предусмотренных запросом о предоставлении котировок, заключается контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги в количестве или объеме и по цене, которые предложены в заявке на участие в запросе котировок.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем запроса о предоставлении котировок в электронной форме. При этом в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Материалами дела установлено, что ООО "Меркурий" признано победителем запроса о предоставлении котировок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера с предложением о цене контракта - 48 800 000, 00 руб.
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении ООО "Меркурий" применяется упрощенная система налогообложения. Данный факт представителями заказчика не оспаривается.
Согласно ч. 10 ст. 82 Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной его победителем.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается.
Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
Как следует из письма Федеральной антимонопольной службы от 06 октября 2011 N АЦ/39173 "О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части изменения цены государственного или муниципального контракта" контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вышеуказанная позиция отражена в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2010 года по делу N А05-20849/2009, постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.07.2012 г. по делу N А38-4507/2011, постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 г. по делу N А53-17385/2011, в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.12.2013 года по делу N А58-3712/2013.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных писем и сложившейся судебной практики, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" нарушено требование ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 82 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Меркурий" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении запроса о предоставлении котировок на выполнение аварийно-восстановительных работ на мостовом переходе через р. Суола, км 27+829 автомобильной дороги "Мюрю" в Мегино-Кангаласском улусе (районе) участниками закупки, которые могут осуществить работы соответствии с перечнем поставщиков, прошедших предварительный отбор на выполнение восстановительных работ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316200057414000050) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 82 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику ГКУ Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2014 г. N 06-584/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2014