Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 августа 2014 г. N 06-601/14т
изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - зам. начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ФК "Антей" (далее - ООО ФК "Антей", заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
от уполномоченного органа и аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее по тексту - Единая комиссия, Госкомзаказ РС (Я), уполномоченный орган): Веревкин С.А. (представитель по доверенности),
от заказчика ГБУ РС (Я) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" (далее - заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобу ООО ФК "Антей" на действия аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку средств антисептических для нужд ГБУ РС (Я) "РБ N1-НЦМ" (извещение N 0116200007914005731), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона о КС, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
05 августа 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ФК "Антей" на действия аукционной комиссии Госкомзаказа РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку средств антисептических для нужд ГБУ РС (Я) "РБ N1-НЦМ" (извещение N 0116200007914005731).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 12 августа 2014 года в 16 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, жалоба ООО ФК "Антей" оглашена в полном объеме.
Решением аукционной комиссии вторая часть заявки заявителя признана не соответствующей требованиям аукционной документации на основании следующего: "Не соответствует на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе и п. 21 ч. 1 "Информационная карта" аукционной документации признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА.
Участником не представлены документы, предусмотренные согласно п. 21 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (лицензия отсутствует)".
С вышеуказанным решением аукционной комиссии заявитель не согласен в силу следующего.
Перекись водорода медицинская концентрированная 36% не зарегистрирована на территории РФ как лекарственное средство, поскольку является дезинфицирующим средством.
Следовательно, установление п. 21 Информационной карты требования о предоставлении в составе вторых частей заявок копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств является неправомерным.
В ходе рассмотрения дела, представитель уполномоченного органа с жалобой ООО ФК "Антей" не согласился и пояснил следующее.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана любым участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона данный срок истекает 17.07.2014, в то время как жалоба ООО ФК "Антей" от 04.08.2014 N 04-08/80 поступила в адрес Якутского УФАС 05.08.2014. Таким образом, заявителем пропущен срок обжалования положений документации.
Заявитель изучил документацию, уяснил для себя её смысл и, подав заявку на участие в рассматриваемой закупке, согласился с документацией в целом, и с требованием о предоставлении соответствующей лицензии.
Кроме того, согласно сведениям, размещенным в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (http://www.roszdravnadzor.ru/ais/register/rl/search), ООО ФК "Антей" имеет три лицензии на фармацевтическую деятельность. Из этого следует, что заявитель на момент подачи заявки соответствовал установленному п. 21 части 1 документации "Информационная карта" требованию о наличии лицензии.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов данного участника установлением в документации требования о наличии лицензии согласно ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе представляется отсутствующим.
При этом участник в составе заявки не представил требовавшуюся лицензию на фармацевтическую деятельность. В связи с этим Аукционная комиссия N 2, руководствуясь п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, приняла решение о признании заявки заявителя не соответствующей требованиям документации.
Дополнительно сообщаем следующее: в соответствии с ГОСТ 177-88 "Межгосударственный стандарт "Водорода перекись: технические условия"", утв. постановлением Госкомстата СССР от 29.06.1988 N 2417 (с изм. от 04.1991), перекись водорода подразделяется на медицинскую и техническую.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закона N 61-ФЗ, Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 61-ФЗ фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.
Согласно с п. 19 ст. 4 Закона N 61-ФЗ фармакопейная статья - документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения.
Пероксид (перекись) водорода является лекарственным средством (фармацевтической субстанцией) и имеет фармакопейную статью.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела, письменное пояснение заказчика было оглашено в полном объеме из содержания, которой следует, что с жалобой ООО ФК "Антей" заказчик согласен и поясняет следующее.
При направлении заявки об осуществлении данной закупки в адрес уполномоченного органа Госкомзаказа РС (Я) заказчиком не было установлено требования о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, поскольку перекись водорода является дезинфицирующим средством, и данная лицензия не требуется.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
07 июля 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора торговой площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" размещено извещение N 0116200007914005731 о проведении электронного аукциона на поставку средств антисептических для нужд ГБУ РС (Я) "РБ N1-НЦМ", а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 298 961, 20 руб.
22 июля 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007914005731-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили две заявки с порядковыми номерами 1, 2.
Аукционная комиссия приняла решение допустить всех участников закупки к участию в электронном аукционе;
25 июля 2014 года проведен электронный аукцион на электронной торговой площадке ОАО "ЕЭТП", предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер |
1 |
Участник N1 |
25-07-2014 09:42:46 [GMT +10] |
172 000.00 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N2 |
25-07-2014 09:41:46 [GMT +10] |
174 000.00 |
RUR |
Заявка N2 |
29 июля 2014 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007914005731-2.
Согласно данному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать вторые части заявок участников закупки ООО ФК "Антей", ООО "Донфарм-Опт" не соответствующими требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО ФК "Антей" признала обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона N 0116200007914005731-2 от 29.07.2014 года аукционная комиссия признала заявку ООО ФК "Антей" не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на основании следующего: "Не соответствует на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе и п. 21 ч. 1 "Информационная карта" аукционной документации признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА.
Участником не представлены документы, предусмотренные согласно п. 21 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (лицензия отсутствует)".
Согласно п. 1 п. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации к поставке заказчику необходимо:
N п/п |
Международное непатентованное (химическое) наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Водорода пероксид |
концентрат для приготовления раствора для наружного применения 30-40% |
11,4 кг - канистры полиэтиленовые |
кг |
3226,2 |
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, в п. 21 Информационной карты установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.
Согласно п. 1, 3 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственные средства - это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона обращении лекарственных средств, лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 ст. 5 Закона об обращении лекарственных средств, к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся, в том числе государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона об обращении лекарственных средств государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов.
В силу пунктов 2, 9, 12 Порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 746н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения" государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее также - ГРЛС) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
Реестр публикуется на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и обновляется ежедневно, с сохранением размещения на сайте всех предыдущих редакций Реестра.
Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) (далее - ГРЛС) лекарственного средства по МНН "Водорода пероксид" (концентрат для приготовления раствора для наружного применения 30-40%) не зарегистрировано.
Следовательно, установление требования в п. 21 Информационной карты аукционной документации о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств неправомерно, поскольку объект закупки "Водорода пероксид" (массовая доля перекиси водорода 30-40%) не является лекарственным средством, предоставление данной лицензии необходимо лишь при поставке лекарственного средства (лекарственного препарата), зарегистрированного соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, уполномоченным органом в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 21 Информационной карты аукционной документации установлены незаконные требования.
Более того, как следует из письменного пояснения заказчика, поставляемый товара (перекись водорода) является дезинфицирующим средством, и лицензия на осуществление фармакологической деятельности не требуется.
Кроме того, в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком прямо указано о необходимости представления копии сертификатов соответствия (декларация о соответствии), копии Регистрационных удостоверений Минздрава России (Росздравнадзора РФ), иных документы (копии документов), подтверждающих качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона, вторая часть заявки ООО ФК "Антей" признана не соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, руководствуясь незаконными требованиями аукционной документации, неправомерно признала вторую часть заявки ООО ФК "Антей" несоответствующей требованиям аукционной документации в части не предоставления в составе второй части заявки лицензии, установленной в п. 21 Информационной карты аукционной документации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, жалоба ООО ФК "Антей" подлежит признанию обоснованной.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона N 0116200007914005731-2 от 29.07.2014 года аукционная комиссия признала вторую часть заявки ООО "Донфарм-Опт" не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе в части не предоставления в составе второй части заявки лицензии, установленной в п. 21 Информационной карты аукционной документации.
Между тем, как установлено выше, аукционная комиссия в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, неправомерно признала заявку участника закупки ООО "Донфарм-Опт" не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе по основанию указанному в протоколе.
Руководствуясь п. 1 ч 15 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО ФК "Антей" на действия аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку средств антисептических для нужд ГБУ РС (Я) "РБ N1-НЦМ" (извещение N 0116200007914005731) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившей ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 августа 2014 г. N 06-601/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2014