Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 августа 2014 г. N 06-606/14т
изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новая строительная компания" (далее - ООО "Новая строительная компания", Общество, заявитель): Мучурунова В.И. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее по тексту - Госкомзаказ, уполномоченный орган): Веревкин С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Новая строительная компания" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по противопожарным мероприятиям для нужд ГБОУ РС (Я) "Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства" (извещение N 0116200007914006834), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
07 августа 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Новая строительная компания" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по противопожарным мероприятиям для нужд ГБОУ РС (Я) "Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 августа 2014 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержала доводы жалобы ООО "Новая строительная компания" и пояснила следующее.
Заказчиком нарушен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок и право участника закупки на участие в электронном аукционе, в части установления сроков выполнения работ до 01 сентября 2014 года, тогда как в извещении о проведении электронного аукциона установлена дата проведения электронного аукциона 18 августа 2014 года. Исходя из большого объема выполняемых работ, необходимости приобретения применяемых материалов, их доставки к месту выполнения работ, не представляется возможным выполнение предмета закупки в столь сжатые сроки. По этой причине заявителем аукционная заявка на участие в аукционе в электронной форме не подана.
Представитель уполномоченного органа по доводу жалобы ООО "Новая строительная компания" в ходе рассмотрения дела пояснил следующее.
В соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с условиями части 2 документации "Описание объекта закупки" и пункта 3.2 части 4 документации "Проект контракта на выполнение работ" подрядчик должен выполнить работы к 01 сентября 2014 года.
Выполнение работ к 01 сентября 2014 года обусловлено необходимостью подготовить помещения к началу образовательного процесса. Извещением о проведении рассматриваемой закупки установлена дата проведения электронного аукциона - 18 августа 2014 года. Из этого следует, что минимальный срок заключения контракта - 29 августа 2014 года. Таким образом, у подрядчика имеется три дня на завершение работ. Кроме того, объём работ позволяет выполнить их в установленный срок.
Просит признать жалобу ООО "Новая строительная компания" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
30 июля 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116200007914006834 о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по противопожарным мероприятиям для нужд ГБОУ РС (Я) "Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства", а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 000 000,00 руб.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не поступило ни одной заявки.
Электронный аукцион на выполнение ремонтных работ по противопожарным мероприятиям для нужд ГБОУ РС (Я) "Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства" признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Новая строительная компания" признала обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы ООО "Новая строительная компания" следует, что заявитель обжалует установление в аукционной документации невыполнимого срока выполнения работ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация, в том числе сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования об условиях исполнения контракта, чтобы они соответствовали его потребностям.
Однако, свобода заказчика в установлении требований об условиях исполнения контракта ограничена нормой статьи 33 Закона N 44-ФЗ, запрещающей устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Не умаляя права заказчика самостоятельно определять собственные потребности при проведении закупки, в том числе в виде определенных требований об условиях исполнения контракта, установление которых направлено на получение по итогам закупки выполнение работ в сроки, удовлетворяющие потребности заказчика, Комиссия считает, что законодатель, обеспечивая соблюдение целей регулирования Закона о контрактной системе, указанных в части 1 статьи 1, ограничивает такое право нормой статьи 33 Закона о контрактной системе.
При соблюдении данного условия закупка считается размещенной с соблюдением конкурентных требований Закона N 44-ФЗ.
Комиссия считает, что лицо, утвердившее аукционную документацию, а, следовательно, отвечающее за установление требований об условиях исполнения контракта, обязано располагать сведениями о сроках (периодах) прохождения отдельных этапов закупки в форме аукциона в электронной форме.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме N 0116200007914006834 от 30 июля 2014 года срок выполнения ремонтных работ по противопожарным мероприятиям для нужд ГБОУ РС (Я) "Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства" установлен до 01 сентября 2014 года.
При этом из содержания вышеуказанного извещения следует, что дата проведения аукциона в электронной форме значится 18.08.2014 года.
В соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Из анализа вышеприведенных норм законодательства о контрактной системе следует, что протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе размещается заказчиком, уполномоченным органом на электронной площадке не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, и возможность подписания контракта заказчиком законодательно предусмотрена не ранее чем через десять дней со дня размещения в единой информационной системе указанного протокола.
Следовательно, при условии проведения аукциона в электронной форме 18.08.2014 года, рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе может быть проведено аукционной комиссией в тот же день, размещение в единой информационной системе протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе на следующий день, т.е. 19.08.2014 года, а подписание контракта заказчиком будет возможно только 29.08.2014 года.
Антимонопольный орган указывает, что установленный заказчиком срок выполнения работ до 01 сентября 2014 года не соответствует требованиям добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее по тексту ГК РФ), основным началам гражданского законодательства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ), поскольку противоречит императивным требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в части соблюдения сроков размещения протоколов, составляемых в ходе закупки, а также заключения контракта.
Из материалов дела следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не поступило ни одной заявки.
Таким образом, уполномоченным органом нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления трудновыполнимого срока выполнения работ в документации аукциона в электронной форме.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определяет, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено в разделе "Требования к участникам" следующее: "2. Требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ; 3. Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ".
Пунктами 1, 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации <_>.
Таким образом, требование, установленное в извещении, является излишним и нарушает положения части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новая строительная компания" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по противопожарным мероприятиям для нужд ГБОУ РС (Я) "Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства" (извещение N 0116200007914006834) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим часть 2 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 августа 2014 г. N 06-606/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2014