Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 июля 2014 г. N 06-543/14т
изготовлено в полном объеме 29 июля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" (далее по тексту - ООО "ГеоТехПроект", Общество, заявитель): Ткачев М.А. (представитель по доверенности);
от Единой комиссии, государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее по тексту - ФКУ Упрдор "Вилюй": не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя стороны,
рассмотрев жалобу ООО "ГеоТехПроект" на действия Единой комиссии государственного заказчика ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на разработку проектной документации на ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск в Республике Саха (Якутия), на участке км 434+130 - км 441+780 (извещение N 0316100000614000057), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
17 июля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ГеоТехПроект" на действия Единой комиссии государственного заказчика ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на разработку проектной документации на ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск в Республике Саха (Якутия), на участке км 434+130 - км 441+780 (извещение N 0316100000614000057).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (24 июля 2014 года в 14 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России).
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ГеоТехПроект" жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
Решением Единой комиссии ООО "ГеоТехПроект" было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по причине представления в составе заявки незаверенной банком копии платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки.
Между тем, в составе заявки Обществом представлено платежное поручение на бумажном носителе с отметкой банка об исполнении платежной операции. Денежные средства были зачислены на счет государственного заказчика до вскрытия и оценки заявок.
С решением Единой комиссии не согласен. Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела пояснение государственного заказчика было оглашено в полном объеме.
Во-первых, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и пунктом 5.3. конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Таким документом является платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия.
Анализ заявки ООО "ГеоТехПроект" показал, что заявка содержит копию платежного поручения N 188 от 23.06.2014 года, составленного в виде электронного документа, но не заверенную банком, что не соответствует требованиям, установленным в пункте 5.3. конкурсной документации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - 3акон N 402-ФЗ) первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
В свою очередь, согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Другими словами, платежные поручения, которые формируются в электронном виде, подписываются электронной подписью уполномоченных должностных лиц. При соблюдении условий, установленных действующим законодательством, такие документы могут быть признаны равнозначными документам, сформированным на бумажном носителе и подписанным собственноручной подписью.
Согласно Национальному стандарту РФ "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (ГОСТ Р 7.0.8-2013), утвержденному приказом Росстандарта от 17.10.2013 года N 1185-ст, подлинником документа является первый или единственный экземпляр документа, копией документа - экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа, а заверенной копией документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.
Таким образом, копия документа должна быть заверена уполномоченным лицом (точнее, банком, как требует Федеральный закон о контрактной системе) и иметь иные необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу, т.е. печать и подпись (Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 года N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" (вместе с "ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов")).
ООО "ГеоТехПроект" подал заявку в конверте, т.е. на бумажном носителе. В составе заявки участник приложил копию электронного документа на бумажном носителе, что не является электронным документом и тем более подлинником. На копии платежного поручения отсутствует отметка о заверении копии. Следовательно, заявка данного участника закупки не соответствует требованиям пункта 5.3. конкурсной документации.
В-вторых, заявитель в своей жалобе основывается в числе прочего на том обстоятельстве, что заказчиком были получены денежные средства, внесенные ООО "ГеоТехПроект" в качестве обеспечения заявки.
В Федеральном законе о контрактной системе имеется положение (часть 5 статьи 44) о том, что в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки.
Заявитель переиначивает указанное положение закона. трактует его в свою пользу, искажая при этом его прямое значение, дословный смысл: если денежные средства поступили на счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок, но документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), представлены в составе заявки ненадлежащего качества, то участник признается предоставившим обеспечение заявки.
Заказчик же при рассмотрении заявок руководствуется частями 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе. В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствую шей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5.3. конкурсной документации и пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия). Таким образом, заявка ООО "Гео'ГехПроект" отклонена как не соответствующая требованиям, указанным в пункте 5 конкурсной документации. Отказ в допуске к участию в конкурсе, в связи с предоставлением в составе заявки платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе без отметки банка о перечислении таких средств является требованием Закона о контрактной системе, что подтверждается письмом ФАС России от 23.01.2014 года N ИА/2111/14.
По состоянию на 21.07.2014 года государственный контракт с победителем не заключен.
Жалобу считают необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
09 июля 2014 года государственным заказчиком Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru были размещены извещение N 0316100000614000057 о проведении открытого конкурса на разработку проектной документации на ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск в Республике Саха (Якутия), на участке км 434+130 - км 441+780, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 2 714 660 рублей 00 копеек.
01 июля 2014 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N 0316100000614000057-1.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 7 (семь) заявок:
- участник закупки N 1 - ООО "Алкис";
- участник закупки N 2 - ООО "Якутпроект-Статик";
- участник закупки N 3 - ООО "ГеоТехПроект";
- участник закупки N 4 - ООО "РегионСтройПроект";
- участник закупки N 5 - ООО "Геопроект";
- участник закупки N 6 - ООО Проектная фирма "Хот";
- участник закупки N 7 - ООО "ТрансДорПроект";
08 июля 2014 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N 0316100000614000057-2.
Согласно указанному протоколу заявки участников закупки N 2, 3, 6 не допущены к участию в открытом конкурсе, заявки участников закупки N 1, 4, 5, 7 допущены к участию в открытом конкурсе. Победителем открытого конкурса признан участник закупки N 7 ООО "ТрансДорПроект".
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "ГеоТехПроект" признала обоснованной на основании следующего.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0316100000614000057-2 от 08 июля 2014 года следует, что участнику закупки с порядковым номером заявки 3 отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на основании следующего: "<_> ООО "ГеоТехПроект" подал заявку в конверте, т.е. на бумажном носителе. В составе заявки участник приложил копию электронного документа на бумажном носителе, что не является электронным документом и тем более подлинником. На копии платежного поручения отсутствует отметка о заверении копии. Следовательно, заявка данного участника закупки не соответствует требованиям п.5.3. конкурсной документации".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно пункту 5.3 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Пунктом 1 статьи 863 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Согласно подпункту 1.12. Положения Банка России от 19.06.2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее Положение N 383-П) платежные поручения <_> являются расчетными (платежными) документами.
Пунктом 5.1. Положения N 383-П также установлено, что при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.
Из анализа данных положений следует, что платежное поручение - это расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
В соответствии с пунктом 5.4. Положения N 383-П платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
Приложение 1 "Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования" к Положению N 383-П устанавливает, что в поле 45 "Отметки банка" в платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата", то есть цифрами в формате, установленном банком (день - две цифры, месяц - две цифры, год - четыре цифры).
Следовательно, при исполнении платежного поручения в электронном виде, на документе должна присутствовать отметка банка получателя с датой исполнения.
Из материалов дела следует, что участником закупки ООО "ГеоТехПроект" в составе конкурсной заявки представлено платежное поручение N 188 от 24.06.2014 года на сумму 27146, 60 рублей. Данное платежное поручение было сформировано через систему "Интернет-Клиент", подписано электронной цифровой подписью, направлено в Восточно-Сибирский банк Сбербанка России и оформлено на бумажном носителе для подачи его в составе конкурсной заявки.
Платежное поручение, представленное ООО "ГеоТехПроект" содержит отметку банка о проведении электронного платежа с указанием даты проведения данной операции (24.06.2014 года) в соответствии с требованиями Положения N 383-П.
Таким образом, участник закупки ООО "ГеоТехПроект" представил в составе заявки на участие в открытом конкурсе платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки.
Кроме того, согласно выписке из лицевого счета для учета операция со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N 05161862860 за 24.06.2014 года, представленного государственным заказчиком, денежные средства по платежному поручению N 188 от 24.06.2014 года в размере 27146, 60 рублей были зачислены на счет ФКУ Упрдор "Вилюй".
Следовательно, денежные средства на счет заказчика на момент рассмотрения заявок фактически поступили.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, Единая комиссия нарушила часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, признав заявку ООО "ГеоТехПроект" не соответствующей требованиям конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ГеоТехПроект" на действия Единой комиссии государственного заказчика ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на разработку проектной документации на ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск в Республике Саха (Якутия), на участке км 434+130 - км 441+780 (извещение N 0316100000614000057) обоснованной.
2. Признать Единую комиссию государственного заказчика ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства"нарушившей часть 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Единой комиссии государственного заказчика ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 июля 2014 г. N 06-543/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2014