Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 августа 2014 г. N 06-623/14т
изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя жалобы автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт государственного и корпоративного управления" (далее - АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления", заявитель): не явились, извещены надлежащим образом;
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее по тексту - аукционная комиссия, Госкомзаказ, уполномоченный орган): Веревкин С.А., представитель по доверенности,
от государственного заказчика Центрального аппарата по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) (далее - заказчик, Центральный аппарат мировых судей): Желовцов А.Н., представитель по доверенности,
рассмотрев жалобу АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, заказчика Центрального аппарата по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональной переподготовке впервые назначенных мировых судей, повышению квалификации мировых судей и аппарата мировых судей Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007914006826), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, ФЗ-44) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
18 августа 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, заказчика Центрального аппарата по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональной переподготовке впервые назначенных мировых судей, повышению квалификации мировых судей и аппарата мировых судей Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007914006826).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25 августа 2014 года в 16 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба оглашена в полном объеме.
1.Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Однако, заказчик не установил в документации требование об участии в аукционе только некоммерческих организаций.
2.В Информационной карте документации установлено требование к участникам в соответствии с пунктами 2-9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, между тем в извещении о проведении электронного аукциона указанное отсутствует.
3.В извещении установлено требование пункта 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, между тем указанный пункт утратил силу.
4. В документации не определено на какой вид деятельности требуется лицензия.
5. Также не установлены требования к содержанию лицензии в соответствии с частью 4 статьи 91 Закона N 273-ФЗ.
6. В части 2 "Описание объекта закупки" установлено, что участник закупки должен иметь государственную аккредитацию и выдавать дипломы государственного образца.
7. В Разделе 1 не определены конкретные требования к содержанию и составу заявок.
8. Часть 1 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 года N966 "О лицензировании образовательной деятельности" не требует наличия лицензии для частных образовательных организаций на территории инновационного центра "Сколково", документация ограничивает количество участников закупки.
9.В соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 9 части 1 статьи 2 Закона N 273-ФЗ, а также частью 5 статьи 12 указанного закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Между тем, документация содержит учебные планы с тематикой курсов.
10.Требование организатора торгов о месте проведения (по месту нахождения учебного заведения) противоречит нормам законодательства, поскольку статьей 15, 16 Закона N 273-ФЗ применение сетевой формы реализации и дистанционных технологий прямо разрешены.
Просит внести изменения в извещение и документацию о проведении закупки.
Как следует из пояснения представителя аукционной комиссии и уполномоченного органа.
1) Согласно ч. 4 ст. 3 Закона N44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ-44 участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных ФЗ-44.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44 при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 ФЗ-44 заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ-44.
П. 21 части 1 документации "Информационная карта" установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 91 Федерального закона N 273-ФЗ соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Таким образом, осуществляющие образовательную деятельность лицензиаты в силу указания Закона N 273-ФЗ являются лицами, обладающими определённым статусом. Установив требование о наличии лицензии, Госкомзаказ РС (Я) полагает неверным установление дополнительного требования об определённой организационно-правовой форме юридического лица-участника закупки. Кроме того, необходимым признаком образовательной организации является осуществление образовательной деятельности на основе лицензии, а не её организационно-правовая форма.
2) Ссылка на утративший силу п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44 в п. 22 части 1 документации "Информационная карта" не может нарушать права и законные интересы участников в связи с отсутствием такого требования как такового в ФЗ-44. Аукционная комиссия при рассмотрении заявок руководствуется действующей редакцией ФЗ-44.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 ФЗ-44 любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Положения документации, касающиеся преимуществ, ограничений и требований, представляются понятными, однозначными и конкретными. В пользу настоящего довода свидетельствует отсутствие запросов на разъяснения положений документации.
3) Указание заявителя на недостаточно подробное описание требуемой лицензии, во-первых, не нарушает прав и интересов участников (в том числе - заявителя), так как позволяет образовательной организации принять участие в электронном аукционе; во-вторых, не привело к нарушению прав и интересов заказчика, так как победителем аукциона признан участник, обладающий лицензией на осуществление образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Дополнительно сообщаю: согласно ч. 4 ст. 91 ФЗ-273, а также ответа на вопрос N 18 письма Министерства образования и науки РФ от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам указывается только подвид дополнительного образования (дополнительное профессиональное образование или дополнительное образование детей и взрослых) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. Также для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности.
4) Требования к участникам установлены в пп. 21-24 части 1 документации "Информационная карта", где не содержится требования о государственной аккредитации участника. Кроме того, согласно разделу "Порядок утверждения документации об аукционе" вводной части документации в случае разночтений сведений, содержащихся в документации об аукционе, преимущество имеют сведения, указанные в Информационной карте. Таким образом, требование о наличии участником государственной аккредитации документацией об электронном аукционе не может считаться установленным.
5) Часть 2 документации "Инструкция по заполнению заявки" содержит подробное руководство по заполнению заявок для электронных аукционов с разным предметом. Госкомзаказ РС (Я) полагает нецелесообразной подготовку инструкций к каждой отдельно взятой закупке; кроме того, уяснение участниками предмета торгов (поставка товара, оказание услуг или выполнение работ) представляется не составляющей труда. Вместе с тем согласно с ч. 3 ст. 65 ФЗ-44 любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
6) В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"" (далее - ФЗ-244) в целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания организует предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования путем создания или организации создания частных образовательных учреждений.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 5 ФЗ-244 управляющая компания предоставляет разрешения на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ-244 образовательная деятельность на территории Центра осуществляются частными организациями на основании разрешений, выданных управляющей компанией.
Таким образом, частные образовательные организации, осуществляющие деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляют образовательную деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на основании разрешений. Такие организации не предоставляют образовательные услуги по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки, в связи с чем установление требования о наличии лицензии в документации представляется правомерным.
7) Как уже было указано в п. 4 настоящих пояснений требования к участникам установлены не в части 2 документации "Описание объекта закупки", а в части 1 документации "Информационная карта". Кроме того, часть 2 документации "Описание объекта закупки" содержит примерные учебные планы.
8) В соответствии с ч. 3 ст. 105 ФЗ-44 жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
В рассматриваемом случае срок подачи заявок истёк 11.08.2014, а жалоба поступила в Якутское УФАС 18.08.2014.
9) Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ-44 участник закупки вправе подать жалобу на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявитель указывает на невозможность подачи заявки таким образом, чтобы она не была отклонена организатором торгов. Вместе с тем, исходя из перечисленных выше доводов подача соответствующей требованиям документации заявки представляется возможной, а нарушение прав и законных интересов заявителя - отсутствующим.
Просит признать жалобу АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, не подлежащими удовлетворению.
Представитель государственного заказчика в ходе рассмотрения дела пояснил следующее.
Утверждение Института о том, что в Техническом задании организатором указано требование к производителю товара, наличия у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов в виде учебного плана является необоснованным. Поскольку учебный план, приведенный в техническом задании, является примерным, о чем было указано в документации. По приведенному учебному плану мировые судьи и работники аппарата проходили повышение квалификации в 2012 - 2013 года, и в настоящее время отвечает всем предъявляемым требованиям, в которых учтены особенности рассмотрения отдельных категорий дел, а также изменения действующего законодательства.
Также необоснованно утверждение Института о введении ограничения в виде указания места проведения оказания услуг - по месту нахождения учебного учреждения. Поскольку статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает очное обучение слушателей. Сетевая форма реализации образовательных программ, а также дистанционные технологии по обучению (повышению квалификации) не соответствуют предъявляемым требованиям к обучению мировых судей и работников аппаратов.
Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданином, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, с учетом мировых и национальных законодательных процессов, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в действующем законодательстве и тенденциях развития юридической, в частности, судебной практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией.
Также пояснил, что технической возможности проводить обучение через сетевую форму или дистанционно у заказчика не имеется.
Просят признать жалобу необоснованной и оставить без удовлетворения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
30 июля 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116200007914006826 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональной переподготовке впервые назначенных мировых судей, повышению квалификации мировых судей и аппарата мировых судей Республики Саха (Якутия), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 244 344 рубля 77 копеек.
13 августа 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007914006826-1. До окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе подал заявку один участник закупки - ФГБОУ ВПО "РАП", заявка которого признана соответствующей документации. Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" признала частично обоснованной на основании следующего.
Заявитель обжалует положения аукционной документации.
1.Статья 2 Закона N 273-ФЗ содержит определения основных понятий, используемых в указанном законе.
Часть 1 статьи 22 Закона N 273-ФЗ предусматривает, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Пунктом 21 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Частью 2 статьи 91 Закона N 273-ФЗ установлено, что соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, для участия в указанной закупке участники должны иметь лицензию на образовательную деятельность, соответственно являться образовательной организацией, а следовательно, в силу части 2 статьи 91 Закона N 273-ФЗ участники должны являться некоммерческими организациями.
Нарушение нормы пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствует.
2. Пункт 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ определяет, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, нарушение в действиях заказчика, уполномоченного органа норм Закона N 44-ФЗ отсутствует.
3. В извещении о проведении электронного аукциона указано следующее: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Между тем, пункт 2 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
Указанное требование формируется на официальном сайте в автоматическом режиме при формировании извещения о проведении электронного аукциона. Кроме того, уполномоченный орган пояснил, что при рассмотрении заявок участников закупки, указанное положение не учитывается.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Между тем, учитывая, что на момент принятия жалобы положение пункта 2 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ утратило силу, то при рассмотрении заявок указанный пункт применению не подлежит.
4.Как было указано ранее согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из анализа указанной нормы следует, что заказчик, уполномоченный орган устанавливает требования к лицам, участвующим в закупке, в соответствии с объектом закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по профессиональной переподготовке впервые назначенных мировых судей, повышению квалификации мировых судей и аппарата мировых судей Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 91 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности") образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. Указанное приложение "Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ" содержит 19 наименований образовательных программ.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов <_>.
Как установлено материалами дела, в п. 21 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки "В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Исполнитель должен иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"".
Между тем, аукционной документацией не установлено на какой вид образовательной программы требуется лицензия, что не позволяет участникам закупки определить требование к лицензии, что подтверждается подачей жалобы от АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления".
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Установлено, что участник закупки АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия уполномоченного органа, заказчика об установлении в закупочной документации незаконных требований, что нарушает его права и законные интересы, поскольку указанный участник закупки желал участвовать а данном электронном аукционе, но по причине неполного указания вида лицензии, не смог подать аукционную заявку.
Таким образом, не установив в аукционной документации требование к виду лицензии, уполномоченный орган, заказчик нарушили пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Требование о том, что учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию и лицензию на данный вид деятельности, а также выдавать дипломы (сертификаты) государственного образца о профессиональной переподготовке лицам, прошедшим обучение, привлекать к проведению занятий высококвалифицированных преподавателей и специалистов-практиков, занятия проводить в удобных, специально отведённых для этого аудиториях установлено в Части 2 "Описание объекта закупки".
Частью 1 статьи 92 Закона N 273-ФЗ установлено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Требования к составу первых и вторых частей заявок установлены в разделах 1, 2 общей части документации, а также в пунктах 21-24 Информационной карты документации, где указанные требования отсутствуют.
Кроме того, в последнем абзаце "Порядок утверждения документации об аукционе" документации указано следующее: "В случае разночтений сведений, содержащихся в документации об аукционе, преимущество имеет сведения указанные в Информационной карте".
Таким образом, требования к участникам закупки, в том числе обязанность подтверждения государственной аккредитации участника в документации не установлены. Документация в указанном случае соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе установлены в части 2 "Инструкция по заполнению заявки", где требования соответствуют частям 3 - 6 статьи 66 Закона о контактной системе и содержат инструкцию по заполнению заявок участников.
Таким образом, нарушение в действиях заказчика, уполномоченного органа норм Закона N 44-ФЗ отсутствует.
8. Пунктом 17 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" установлено, что в целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия: организует предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования путем создания или организации создания частных образовательных учреждений.
Таким образом, указанные организации не предоставляют образовательные услуги по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки, что является предметом рассматриваемой закупки.
9. Часть 2 документации "Описание объекта закупки" содержит примерные учебные планы с тематикой курса.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что указанные программы были проведены для мировых судей в 2012, 2013 годах, указанное требование является примерным и может изменяться.
Требование, указанное в описании объекта закупки, установлено примерное и может быть изменено исполнителем услуг, так как в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона N 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
10. Частью 1 статьи 15 Закона N273-ФЗ установлено, что сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Частью 1 статьи 16 Закона N 273-ФЗ определено, что под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч.3).
Между тем, при рассмотрении дела представитель заказчика пояснил, что потребность заказчика в получении образования по месту нахождения учебного заведения, сетевая форма обучения или обучение с применением дистанционных технологий не соответствуют предъявляемым требованиям к обучению мировых судей и работников аппаратов. Прежде всего, работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в действующем законодательстве и тенденциях развития юридической направленности, в частности, судебной практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией. Углубленное изучение права возможно по месту нахождения учебного заведения. Кроме того, технической возможности проводить обучение через сетевую форму или дистанционно у заказчика не имеется.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. <_>
Частью 3 указанной статьи закона предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 1 статьи 33 Закона о размещении заказов потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к услуге, являющих значимыми для заказчика, не установлены запреты на установление технических характеристик услуги, качества предоставления услуги.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать: указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов (ч.9).
Следовательно, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений законодательства о закупках, нуждается в доказывании. Кроме того, включение в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих всем требованиям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Факт ограничения числа участников закупки не подтвердился материалами дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт государственного и корпоративного управления" частично обоснованной, в части нарушения статей 31, 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, Центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, Центральному аппарату по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: А.А.Игнатьева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 августа 2014 г. N 06-623/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2014