Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 июля 2014 г. N ЭА-375/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка смеси белковой композитной сухой" (извещение N0318200064014000061) в части нарушения законодательства в сфере закупок,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя (ООО "Сибирские продукты") о нарушении Заказчиком (ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N2" министерства здравоохранения Краснодарского края") Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона "Поставка смеси белковой композитной сухой" (извещение N0318200064014000061").
ООО "Сибирские продукты" обжалует положения аукционной документации, которые, по его мнению, не соответствует Закону о контрактной системе и нормам действующего законодательства.
Заявитель считает, что сведения, сформулированные в Техническом задании, ограничивают количество участников закупки: техническое задание изложено с указанием требований к характеристикам смеси белковой композитной сухой, которые прямо указывают на производителя товара и не имеют эквивалента, что нарушает требования п.1) 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
Представители Заказчика, не согласившись с доводами Заявителя, представили пояснения, согласно которым документация электронного аукциона разработана Заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе и своими потребностями, исходя из специфики профиля деятельности учреждения.
Конкретные требования к заявленной смеси установлены Заказчиком для оказания высокоэффективной медицинской помощи, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.05.2003 N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее Приказ).
Данным Приказом утверждена "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", согласно которой в лечебном питании в медицинских учреждениях должны применяться смеси белковые композитные сухие с содержанием в 100 г такой смеси белка 40г (%), жиров 20г (%), углеводов 30г (%).
Кроме того, предметом аукциона является поставка товара, а не его производство.
Требуемая белковая смесь находится в свободной продаже.
Поставкой смеси белковой композитной сухой, соответствующей требованиям Заказчика занимаются несколько организаций, в том числе ООО "Аргумент", ООО "Наш город", ООО "Международный центр клинического развития и т.д.
Заказчиком представлено:
-извещение о проведении электронного аукциона;
-аукционная документация;
-заявки участников размещения заказов;
-пояснения по жалобе.
Заинтересованное лицо - ООО "Международный центр клинического питания" также представило возражения на жалобу, согласно которым действия Заказчика считает правомерными, соответствующими действующему законодательству.
Организация питания лиц, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, регламентирована приказом Минздрава России N330 и утвержденной этим приказом "Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, таблицами N1а, 7 которой предусмотрено использование в питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, наряду с другими перечисленными в них продуктами питания, таких специализированных продуктов диетического питания, как смеси белковые композитные сухие.
Определенные в техническом задании аукционной документации смеси соответствуют ГОСТ Р 538641-2010, Приказу Минздрава России N330, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции (135-ФЗ).
Необходимость установления требований к смесям, указанным в техническом задании Заказчика подтверждается письмом ФГБУ "НИИ ПИТАНИЯ РАМН" от 14.10.2013 г., письмом Минздрава России от 07.09.2012 г. N24-5-2079541, письмом Минздрава России от 17.12.2013 г N24-4-2103820.
Согласно экспертному заключению ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора от 17.04.2013 г., представленному на заседание Комиссии, химический состав смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин", предлагаемой Заявителем к поставке, (массовая доля белка, %-63; массовая доля жира, % 7,6) не соответствует требованиям Заказчика.
ООО "Международный центр клинического питания" представлено:
1. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Международный центр клинического питания".
2. Копия свидетельства о государственной регистрации ООО "Международный центр клинического питания".
3. Копия решения единственного участника ООО "Международный центр клинического питания" N1 от 10.02.2011 г. о его создании и назначении генерального директора.
4. Копия извещения N0318200064014000053 об определении поставщика.
5. Копия документация об электронном аукционе, объявленном извещением N0318200064014000053.
6. Копия извещения N0318200064014000053 об определении поставщика в новой редакции.
7. Копия документация об электронном аукционе, объявленном извещением N0318200064014000053 в новой редакции.
8. Копия разъяснений Заказчика документации об электронном аукционе, объявленном извещением N0318200064014000053.
9. Копия заявки ООО "Международный центр клинического питания" на участие в электронном аукционе, объявленном извещением N0318200064014000053.
10. Копии приказа Минздрава России N330.
11. Копия утвержденной приказом Минздрава России N330 "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" с таблицей 7.
12. Расчет химического состава (пищевой ценности) смеси белковой композитной сухой по таблице 7 "Инструкции по организации лечебного питания в лечебнопрофилактических учреждениях".
13. Таблица 10 (страница 50) Методических рекомендаций "Организация питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", разработанных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, научно-исследовательским институтом питания Российской академии медицинских наук, Санкт-Петербургским институтом биорегуляции и геронтологии (Москва 2009).
14. Копия ГОСТ Р 53861-2010.
15. Копия письма Роспотребнадзора от 13.08.2010 г. N 01/11871-0-29.
16. Копия письма ФАС России от 28.09.2010 г. N А28/32508.
17. Копия письма ФАС России от 24.03.2011 г. N АЦ/10308.
18. Копия письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.09.2012 N24-5-2079541.
19. Копия письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.12.2013 г. N24-4-2103820.
20. Копия экспертного заключения ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора от 17.04.2013 г.
21. Копия Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть) с информацией о пищевом продукте смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор" (распечатка с сайга Роспотребнадзора http://fp.crc.ru/).
22. Копия Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть) с информацией о пищевом продукте смесь белковая композитная сухая "НовоПротеин" (распечатка с сайта Роспотребнадзора http://fp.crc.ru/).
23. Копия определения Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 07.04 2010 г. NВАС-3470/10.
Изучив представленные материалы, Комиссия провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка смеси белковой композитной сухой" (извещение N0318200064014000061).
Начальная (максимальная) цена контракта: 278 400,00 руб.
Заказчик - ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N2" министерства здравоохранения Краснодарского края".
Источник финансирования - краевой бюджет.
На участие в аукционе было подано две заявки.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
Исходя из системного толкования Закона о контрактной системе, Заказчику предоставлено право самостоятельно определять предмет закупки и ее детализации в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и
спецификой деятельности.
Заказчик вправе определить в электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Предметом электронного аукциона являлась поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, участником закупки могло выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям электронного аукциона и удовлетворяющий потребности заказчика.
Применение смесей белковых композитных сухих (далее СБКС) в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов для целей диетического (лечебного и профилактического) питания регулируется приказом Минздрава РФ от 05.05.2003 N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации и постановлением Минтруда РФ от 15.02.2002 г. N12 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Указанным Приказом утверждена "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", согласно которой в лечебном питании в медицинских учреждениях должны применяться смеси белковые композитные сухие с содержанием в 100 г такой смеси белка 40г (%), жиров 20г (%), углеводов 30г (%).
Исходя из потребностей Заказчика, действующей нормативной и справочной документации, разработано техническое задание по предмету контракта, в котором установлены требования к поставке смеси белковой композитной сухой "Дисо" "Нутринор" с содержанием в 100 г такой смеси:
- белка 40г (%),
-жиров 20г (%),
- углеводов 30г (%).
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе Заказчиком указаны общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, с указанием ответов на запросы заказчика, приведен расчет обоснования начальной цены контракта по трем коммерческим предложениям, что не противоречит ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе, а также доказывает возможность поставки требуемого товара различными поставщиками (ООО "Наш город", ООО "Аргумент", ООО "Международный центр клинического питания").
Необходимость установления требований к смесям, указанным в техническом задании Заказчика подтверждается письмом ФГБУ "НИИ ПИТАНИЯ РАМН" от 14.10.2013 г., письмом Минздрава России от 07.09.2012 г. N24-5-2079541, письмом Минздрава России от 17.12.2013 г N24-4-2103820, представленным Заказчиком и Заинтересованным лицом в материалы дела.
Требуемая белковая смесь находится в свободной продаже.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к закупаемым СБКС создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Сибирские продукты" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщиков (извещение N0318200064014000061).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 июля 2014 г. N ЭА-375/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2014