Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 августа 2014 г. N ЭА-459/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Южного Федерального округа" (извещение N0218100003714000256) в части нарушения законодательства в сфере закупок,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя (ООО "Медицина XXI век") о нарушении Организатором совместного аукциона - ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Южного Федерального округа "" (извещение N0218100003714000256").
ООО "Медицина XXI век" обжалует положения аукционной документации, которые, по его мнению, не соответствует Закону о контрактной системе и нормам действующего законодательства.
Заключение Заказчиком соглашения (договора) о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) привело:
- к значительному укрупнению начальной цены лота до 95,744 миллиона рублей;
-включению в один лот поставки товара с доставкой до дома получателей без учета специфики дорог, расположения рек, мостов, переправ;
- к увеличению размера обеспечения заявок и размера обеспечения контракта.
Все это ведет к вытеснению хозяйствующих субъектов, которые не могут выполнить данные завышенные требования и таким образом, ведут к ограничению допуска участия в торгах предприятий относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, Заявитель указывает также, что расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен без учета особенностей регионов, участвующих в совместных торгах.
Заявитель считает, что установленные Организатором торгов требования ведут к ограничению количества участников.
Представители Заказчика, не согласившись с доводами Заявителя, представили пояснения, согласно которым документация электронного аукциона разработана Заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе и потребностями Заказчиков.
На основании писем Фонда социального страхования Российской Федерации от N 17-03-11/16-4171, от 10.06.2014 N 17-03-11/10-7517, от 28.03.2014 N 17-03-11/16-3901, соглашения о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) и конкурсов от 08.04.2014 года, заключенного между:
-Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия;
-Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия- Алания,
стороны договорились определить Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации "Организатором совместных закупок".
Организатором совместных закупок "25" июля 2014 года на официальном сайте единой информационной системы в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, номер извещения: 0218100003714000256 были опубликованы извещение и документация совместного электронного аукциона N 2 "Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Южного Федерального округа".
Организатором совместных закупок во исполнение ст. 25 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были внесены изменения в части увеличения объемов закупаемого товара и добавления нового заказчика - Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Требования доставки товаров непосредственно по месту жительства (пребывания) инвалида (на условиях DDP) обусловлено тем, что инвалиды испытывают ограничение жизнедеятельности, полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Одной из задач, поставленных перед Фондом социального страхования Российской Федерации государством является социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов", технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" N 240 от 07.04.2008), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями, на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР), разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Размеры обеспечения заявки и обеспечение исполнения контракта в условиях документации также установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В условиях документации не установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по причине превышения предельно допустимой начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком не нарушались права субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не вытеснялись с товарных рынков, не принимались меры по повышению, сдерживанию или поддержанию цен (тарифов).
Заказчиком представлено:
-извещение о проведении электронного аукциона;
-аукционная документация;
-пояснения по жалобе.
Изучив представленные материалы, Комиссия провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Южного Федерального округа" (извещение N0218100003714000256).
Начальная (максимальная) цена контракта: 95 694 668,88 руб.
Заказчик и организатор совместного аукциона - ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Источник финансирования -федеральный бюджет.
В документацию совместного электронного аукциона вносились изменения 01.08.2014 года в части уточнения количества товаров в Приложении N 1 к документации и 11.08.2014 года в части корректировки объемов товара одного из заказчиков.
Согласно ч.1 ст.25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона (ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе).
В соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе, на основании писем Фонда социального страхования Российской Федерации от N 17-03-11/16-4171, от 10.06.2014 N 17-03-11/10-7517, от 28.03.2014 N 17-03-11/16-3901, соглашения о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) и конкурсов от 08.04.2014 года, Организатором совместных закупок определено Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Исходя из системного толкования Закона о контрактной системе, Заказчику предоставлено право самостоятельно определять предмет закупки и ее детализации в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и
спецификой деятельности.
Заказчик вправе определить в электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Таким образом, 85% совокупного годового объема закупок Заказчик вправе осуществлять без указанного ограничения.
Предметом электронного аукциона являлась поставка товара, в связи с чем, участником закупки могло выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям электронного аукциона и удовлетворяющий потребности заказчика.
На заседании Комиссии Заказчиком указано несколько поставщиков, имеющих возможность поставки требуемого товара на условиях аукционной документации: ООО "Медконтракт", ООО "Радуга", ООО "Форпост" и др.
В соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе для расчета начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком указана информация о ценах товаров, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (по каждому Заказчику).
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Медицина XXI век" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщиков (извещение N0218100003714000256).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 августа 2014 г. N ЭА-459/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2014