Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 августа 2014 г. N К-63/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в присутствии представителя департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края, представителей министерства финансов Краснодарского края, в отсутствие представителя АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления", рассмотрев жалобу АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - министерства финансов Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого конкурса на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих министерства финансов Краснодарского края в 2014 году (извещение N 0318200063914003754) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует документацию об открытом конкурсе. В своей жалобе Заявитель указывает на следующие нарушения: 1) услуги, являющиеся предметом контракта могут осуществляться только образовательной организацией, равно некоммерческой организацией, либо приравненным к ней индивидуальными предпринимателями, однако, данное ограничение в документации об открытом аукционе не установлено; 2) неправомерно установлено требование о наличии лицензии, выданной до 1 сентября 2013 года, на право ведения образовательной деятельности, приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлению или специальности "Государственное и муниципальное управление" или наличие лицензии, выданной после 1 сентября 2013 года, на право ведения образовательной деятельности по реализации основных профессиональных образовательных программ по уровням высшего образования по направлению или специальности "Государственное и муниципальное управление" и на право оказывать образовательные услуги по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации"; 3) форма обучения "Очная, с отрывом от производства" не существует. Кроме того, образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, однако, Заказчик самостоятельно установил программу обучения 4) необоснованно установлено место оказания услуг: г. Краснодар, на базе Исполнителя.
Представителями департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края и министерства финансов Краснодарского края представлено извещение о проведении открытого конкурса, документация конкурса, заявки участников открытого конкурса, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края для нужд Заказчика - министерство финансов Краснодарского края проводился открытый конкурс на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих министерства финансов Краснодарского края в 2014 году (извещение N 0318200063914003754).
Начальная (максимальная) цена контракта - 835 833,33 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, предметом контракта является оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих.
П. 4) ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с п.п. 18-20) с. 2 Закона об образовании для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, оказывать услуги, являющиеся предметом настоящего контракта, могут не только некоммерческие организации, либо приравненные к ним индивидуальные предприниматели.
В п. 15 "Информационная карта" документации об открытом конкурсе установлено: Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Наличие лицензии, выданной до 1 сентября 2013 года, на право ведения образовательной деятельности, приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлению или специальности "Государственное и муниципальное управление" или наличие лицензии, выданной после 1 сентября 2013 года, на право ведения образовательной деятельности по реализации основных профессиональных образовательных программ по уровням высшего образования по направлению или специальности "Государственное и муниципальное управление" и на право оказывать образовательные услуги по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
ОСНОВАНИЕ: Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п. 40) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Таким образом, требование о наличии лицензии, выданной до 1 сентября 2013 года, на право ведения образовательной деятельности, приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлению или специальности "Государственное и муниципальное управление" или наличии лицензии, выданной после 1 сентября 2013 года, на право ведения образовательной деятельности по реализации основных профессиональных образовательных программ по уровням высшего образования по направлению или специальности "Государственное и муниципальное управление" и на право оказывать образовательные услуги по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, обосновано.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона об образовании обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
В п. 7 Раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об открытом конкурсе указано: форма обучения: "Очная, с отрывом от производства". Согласно пояснениям представителя Заказчика, в связи с тем, что слова "с отрывом от производства" отделены от слова "очная" запятой, форма обучения определена верно. Слова "с отрывом от производства" являются уточняющими, а не относятся к самой форме обучения.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В п.п. 9, 10, 11 Раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об открытом конкурсе установлено:Предельная длительность обучения в день - 8 часов; Количество часов практических занятий - не менее 70%; Количество часов теоретических занятий - не менее 30%.
Таким образом, Заказчиком определен объем оказываемых услуг исходя из своих потребностей, что не противоречит законодательству о контрактной системе.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении открытого конкурса установлено: Место доставки товара, выполнения работ, оказания услуги: г. Краснодар, на базе Исполнителя.
Законом о контрактной системе не установлен запрет на определение места выполнения работ, оказания услуг.
Запросов на разъяснения положений конкурсной документации, Заявитель не подавал. На участие в данном открытом конкурсе было подано 2 заявки.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, п. 2) ч. 22 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта (извещение N 0318200063914003754).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 августа 2014 г. N К-63/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2014