Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 августа 2014 г. N ЭА-524/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального округа" (извещение N0218100003714000257) в части нарушения законодательства в сфере закупок,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального округа" (извещение N0218100003714000257").
ООО "БКС Торг" обжалует положения аукционной документации, которые, по его мнению, не соответствует Закону о контрактной системе и нормам действующего законодательства, а именно:
- в аукционной документации содержатся требования о наличии технологического оборудования, трудовых и иных ресурсов, требования, создающие преимущества отдельным участникам заказа;
- необоснованно сокращены сроки поставки товара;
Представители Заказчика, не согласившись с доводами Заявителя, представили пояснения, согласно которым документация электронного аукциона разработана Заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе и потребностями Заказчиков.
На основании писем Фонда социального страхования Российской Федерации от N 17-03-11/16-4171, от 10.06.2014 N 17-03-11/10-7517, от 28.03.2014 N 17-03-11/16-3901, соглашения о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) и конкурсов от 08.04.2014 года, заключенного между:
-Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия;
-Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике;
-Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия- Алания,
стороны договорились определить Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации "Организатором совместных закупок".
Организатором совместных закупок "25" июля 2014 года на официальном сайте единой информационной системы в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, номер извещения: 0218100003714000257 были опубликованы извещение и документация совместного электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального округа".
Организатором совместных закупок во исполнение ст. 25 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были внесены изменения в части увеличения объемов закупаемого товара и добавления нового заказчика - Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Требования доставки товаров непосредственно по месту жительства (пребывания) инвалида (на условиях DDP) обусловлено тем, что инвалиды испытывают ограничение жизнедеятельности, полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Одной из задач, поставленных перед Фондом социального страхования Российской Федерации государством является социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов", технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" N 240 от 07.04.2008), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями, на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР), разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Необходимость оснащения подгузников эластичными застежками-липучками обусловлена лучшим прилеганием подгузника, оснащенного указанными застежками, к телу инвалида.
Заказчиком представлено:
-подгузники торговых марок ABENA, Seni, Paksel Kimya, оснащенных эластичными застежками-липучками;
-извещение о проведении электронного аукциона;
-аукционная документация;
-пояснения по жалобе.
Изучив представленные материалы, Комиссия провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья) для обеспечения инвалидов в 2014, проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального округа" (извещение N0218100003714000257).
Начальная (максимальная) цена контракта: 41 103 340,00 руб.
Заказчик и организатор совместного аукциона - ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В документацию совместного электронного аукциона вносились изменения 01.08.2014 года в части уточнения количества товаров в Приложении N 1 к документации и 11.08.2014 года в части корректировки объемов товара одного из заказчиков.
Согласно ч.1 ст.25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона (ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе).
В соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе, на основании писем Фонда социального страхования Российской Федерации от N 17-03-11/16-4171, от 10.06.2014 N 17-03-11/10-7517, от 28.03.2014 N 17-03-11/16-3901, соглашения о проведении совместных аукционов в электронной форме (электронных аукционов) и конкурсов от 08.04.2014 года, Организатором совместных закупок определено Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Исходя из системного толкования Закона о контрактной системе, Заказчику предоставлено право самостоятельно определять предмет закупки и ее детализации в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и
спецификой деятельности. Закон о контрактной системе не содержит требований к установлению срока поставки товара.
Заказчик вправе определить в электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Предметом электронного аукциона являлась поставка товара, в связи с чем, участником закупки могло выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям электронного аукциона и удовлетворяющий потребности заказчика.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов", технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" N 240 от 07.04.2008), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями, на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР), разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
В разделе 6 Информационной карты аукциона в условиях поставки товаров для ГУ - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации предусмотрена передача товара получателям в соответствии с их выбором:
- по месту нахождения пунктов приема, организованных Поставщиком, в день обращения Получателя;
- по месту нахождения Получателя не более 30 (тридцати) дней с момента получения направленных списков Получателей от филиалов Заказчика.
Пункты приема должны быть организованы в городах Краснодаре, Армавире, на момент заключения государственного контракта. Местом поставки товара будут все населенные пункты субъекта Российской Федерации. Списки инвалидов будут направляться победителю аукциона после заключения контракта.
Данное требование обусловлено желанием лиц,, осуществляющих уход за инвалидами, оперативно получить подгузники в пункте выдачи в удобное для них время. Условиями контракта предоставлено право выбора удобного для инвалида способа получения подгузников. Требование по наличию пунктов выдачи установлено только для Краснодарского края. Организация пунктов выдачи основано на письменных запросах обществ инвалидов Краснодарского края.
На рассмотрение Комиссии представлено совместное письмо Краснодарской краевой организации ВОИ, общественной организации инвалидов-стомированных больных "Кубстом" и клуба инвалидов-колясочников Центральной окружной организации ВОИ города Краснодара, следующего содержания:
"Обязательное участие представителей общественных объединений в приемке товара, поставляемого победителями аукционов в край, позволило исключить случаи поставки некачественных изделий инвалидам. В Краснодарском крае жалобы инвалидов на качество поставляемых ТСР отсутствуют".
Обращение общества инвалидов об организации компаниями-победителями аукционов на поставку абсорбирующего белья, стомированной продукции, слуховых аппаратов, на территории города Краснодара, Армавира (на ряду с доставкой на дом) пунктов выдачи ТСР, где инвалиды, а также лица, осуществляющие уход за ними, могли бы получить консультацию по правильному применению ТРС, осуществить правильный подбор изделий, с учетом его индивидуальных особенностей учтено в аукционной документации.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе).
Аукционная документация не содержит требований, указанных в ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
На рассмотрение Комиссии не представлено документального подтверждения ограничения количества участников закупки, равно как и документов, подтверждающих создание преимуществ отдельным участникам закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "БКС Торг" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщиков (извещение N0218100003714000257).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 августа 2014 г. N ЭА-524/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2014